Мультимедиа: hard и soft

- Сергей Викторович, расскажите, пожалуйста, о классах РГГУ: их техническом оснащении и тех возможностях, которые они предоставляют для обучения студентов.

- В составе учебного комплекса - 20 многофункциональных аудиторий, оборудованных самой современной аудиовизуальной, проекционной и компьютерной техникой. Это:

. мультискринные видео- и видеокомпьютерные классы, где для преподавателя и каждого студента создан терминал с монитором или компьютером. Лектор может рассылать информацию со своей «машины» студентам, а также видеть, как справляется с тем или иным заданием любой из них;

. класс «Виртуальные чернила» с «самокопирующейся» доской, позволяющей написанное на ней маркером от руки переводить в электронный формат, а затем распечатывать или отображать на мониторах, стоящих перед учащимися;

. репроекционные аудитории и классы интерактивной визуализации для проведения лекций с использованием слайдов и других видеоматериалов;

. одним из последних создан мультиплексный класс, оборудованный конференц-системой, документ-камерами и полиэкраном. В нем организуются телеконференции и презентации в рамках дистанционного обучения.

Все аудитории связаны внутренней локальной сетью, которая в свою очередь присоединена к интернету. Таким образом, создается единое сетевое пространство. Эти классы даже нельзя назвать просто «компьютерными», каковые существовали в традиционной школе, - это некая целостная новая среда.

- А что представляет собой «нематериальная часть»?

- Это мультимедийные образовательные программы. РГГУ является, наверное, уникальным вузом на территории России, в котором программы по всем курсам собраны в единый электронный учебно-методический комплекс «Компас». Разрабатывая систему занятий по своему предмету, любой преподаватель в первую очередь заходит в данный комплекс, смотрит, чему и как студенты обучались до этого, и в соответствующем направлении корректирует свои материалы.

Особого внимания заслуживает и созданный сетевой «виртуальный университет», открывающий для студента возможность обучаться «здесь и сейчас». В нем представлены справочные материалы, записи лекций, задания к семинарским занятиям, список контрольных вопросов. В любом месте, где есть интернет, студент может зайти на этот сайт - повторить какие-то фрагменты прошлых занятий, ознакомиться с планом подготовки к последующим, оставить файл с выполненной работой. Здесь же, в рубрике «форум», - задать преподавателю и сокурсникам проблемные вопросы по предмету. И практически сразу - а не через неделю, как в традиционной школе, - узнать, что по этому поводу думают другие.

Технологии нового тысячелетия

- Насколько активно расширяется спектр возможностей медиакомплекса? От чего это зависит?

- Один из главных факторов здесь - скорость распространения новых технологий и их дальнейшей модернизации. Например, сегодня уже у каждого студента есть сотовый телефон, появляется все больше карманных компьютеров. И они тоже должны работать на образование - для этого мы специально построили класс мобильных технологий, где тот же образовательный материал представлен в формате для этих устройств.

Новые технологии сегодня - это мощная мотивация студентов к обучению. Очень скоро эта острота пройдет, но в данный момент она работает на нас. Поэтому, если мы не внедрим их в вузовское образование сейчас, завтра это уже не будет иметь такого эффекта. Поэтому сейчас мы строим класс «Виртуальная реальность»: в нем студенты смогут с помощью 3-D-поляризационных очков, например, путешествовать по улицам античного города, побывать в лучших мировых арт-галереях или... внутри человеческого тела.

Кроме того, в этом семестре мы с университетом города Нант (Франция) открываем экспериментальный проект совместного обучения. Используя видеоконференцсвязь, преподаватели РГГУ и их французские коллеги будут вести лекции одновременно для студентов обоих университетов. Во многом это похоже на обычное занятие, но в данном случае учебные группы, разделенные сотнями тысяч километров, будут видеть друг друга и смогут общаться в режиме реального времени. Эту же модель мы начали использовать и для трудоустройства подготовленных нами специалистов.

Преподаватель, ученик, тетрадь...

- Как вы считаете, не ведет ли внедрение новых технологий к уменьшению роли преподавателя в обучении?

- Безусловно, нет. Конечно, есть случаи, когда студенты подсказывают преподавателю, что можно сделать то-то и так-то. Но все-таки больше студенты находятся «в пассиве», что и естественно: да, они быстрее осваивают ту или иную программу. Однако чтобы понять, как этот ресурс использовать в обучении, нужно специальное педагогическое образование.

- Но все-таки медиамодернизация образования меняет статус участников этого процесса. Как именно?

- В связи с тем что появилось громадное количество баз данных, преподаватель сегодня выступает прежде всего в роли навигатора, помогающего студенту пройти через все «дебри» в поисках информации, показывающего эффективные приемы ее обработки. В РГГУ уже стало нормой, что каждый лектор старается построить курс по своей дисциплине в рамках «презентационного пакета», когда на занятии даются основные установочные положения. А углубиться в предмет студент может уже самостоятельно, дополнив и расширив сведения, полученные на лекции, из информационных ресурсов, адреса которых также указываются преподавателем.

- А насколько радикально происходит обновление методик проведения аудиторных занятий?

- Аудиовизуальные технологии дают возможность воспринимать в первую очередь визуальным образом и уже потом подтверждать слуховым. Но у большинства студентов нет опыта такого восприятия: они могут смотреть фильм... и не видеть его! «Усваивать» только сюжет, не замечая цветового решения кинокартины, операторской работы в ней. На это должен быть специально «настроен» глаз и мозг, иначе студент будет продолжать по старинке записывать лишь «с голоса» - и ничего не фиксировать в сознании из увиденного.

Поэтому новые методики прежде всего направлены на то, чтобы научить студента грамотно извлекать информацию из визуальных сообщений. В частности, разработан совершенно новый тип раздаточного материала, где предварительно уже обозначены графически «фреймы» информации, которую услышат и увидят студенты. Им не надо тратить время на то, чтобы нарисовать схемы, таблицы, на занятии они занимаются непосредственно их заполнением. Иначе студент будет просто не в состоянии «уловить» достаточный объем информации.

Компьютер и здоровье

- Сергей Викторович, студенты встречают новые технологии на ура, либо в их отзывах, что вас тревожит?

- Студенты весьма часто жалуются, что обучение по таким интенсивным технологиям заставляет их очень напряженно работать. Говоря откровенно, сегодня никто точно не представляет, каким образом новые технологии влияют на психоэмоциональное состояние человека. Поэтому мы уже четыре года проводим наблюдения над психическими процессами у человека, находящегося в информационной среде, замеряя энцефалографом активацию коры головного мозга. Причем делается это все не в искусственных лабораторных условиях, а в рамках реального учебного расписания.

- И каковы же результаты?

- Пока все свидетельствует в пользу того, что обучение в таких условиях не выводит студента на уровень гиперактивации, то есть при всем напряжении даже после 3-4 пар он не впадает в состояние, провоцирующее его выйти на улицу, взять кирпич и разбить телефонную будку. Однако никто не знает, что может быть дальше. Поэтому мы и начали наши исследования, чтобы не допустить этого. Но готовых норм, рекомендаций еще нет.