Александр РЫЖИКОВ, учитель математики, физики и информатики Победненской основной школы Орловской области, предложил жюри и зрителям свое «уравнение жизни»: ученик + мышление + любовь + здоровье + память + душа + Х. Мастер-класс был посвящен поиску Х. Оказалось, что это предметная область каждого учителя. Для Александра Ивановича Х - история.

Наталья ПОВАРИЧ, учитель экономики гимназии №1 города Кемерово, попыталась ответить на вопрос «Почему люди торгуют?». Педагоги на ее занятии занимались внутренней и внешней торговлей, получив пакеты с «товарами». Конечно, это была игра. Но неожиданно по окончании забавы выяснилось, что участники мастер-класса получили вполне серьезные знания о том, для чего человек торгует, какие потребности при этом удовлетворяет... Игра, уверена Наталья, придет на смену уроку, потому что позволяет каждому ученику ощутить себя участником процесса. Кемеровский педагог радеет за школьное экономическое образование, считает, что оно должно быть непрерывным. Ребенок должен получить экономические знания в полном объеме, ведь и взрослые, и дети ежедневно участвуют в экономических процессах.

Учитель русского языка и литературы гимназии №22 города Белгорода Елена ГАЛЬЧЕНКО предложила своим ученикам ответить на вопрос «Что есть человек без Родины?». В пространстве импровизированного класса начался диалог. Вскоре к разговору присоединился неизвестный автор - на мультимедийном экране возник отрывок чьих-то размышлений. Участники мастер-класса комментировали строки, а по результатам нового витка эвристической беседы на экране появлялся новый отрывок... Общение шло, пока весь текст о Родине, родном языке не предстал перед зрителями. Оказалось, что автор слов - философ Ильин.

Наталья Владимировна ЧЕРНОВА, учитель биологии средней школы №3 поселка Жешарт Республики Коми, рассказывая о жизни растений, сумела продемонстрировать те педагогические технологии, которые она использует в своей работе, - развития критического мышления, педагогических мастерских, проектную технологию. Правда, ее застал врасплох весьма неожиданный вопрос председателя Большого жюри Виктора Антоновича САДОВНИЧЕГО, поинтересовавшегося, говорит ли учитель на уроках биологии с учениками о сексе.

Учитель истории и обществознания московской гимназии №1542 Владимир КРУЖАЛОВ посвятил свой мастер-класс такой непростой теме, как «Революция».

- До XVI века этот термин употреблялся исключительно в астрономии. И только Николай Коперник дал иное толкование слову «революция», - таким интригующим было начало мастер-класса. Кстати, у Кружалова был очень любопытный и грамотно выстроенный видеоряд: револьвер, Гималаи, портрет Троцкого с его высказыванием о революции, наконец, слова Блока «Лиловые вихри революции захватили нас». Ничего лишнего. Все было подчинено главной идее - понять глубинную суть явления. Кстати, сам Кружалов предпочитает, чтобы революции снова вернулись к звездам. Мастер-класс, как и урок, показал глубину и энциклопедичность знаний Кружалова, умение использовать метапредметный подход в своей работе. История у Кружалова - это не просто школьный предмет, Владимир Владимирович показывает, что прошлое тесно связано с настоящим и будущим.

Особый резонанс у членов Большого жюри, в первую очередь у его председателя Виктора Садовничего, вызвал мастер-класс Натальи НИКИФОРОВОЙ, учителя математики средней школы №5 с углубленным изучением математики города Магнитогорска Челябинской области. Во-первых, он был мастерски выстроенным, динамичным, очень эмоциональным. А во-вторых, Наталье Сергеевне удалось, рассказывая о ленте Мебиуса и ее практическом применении, показать все основные приемы своей работы. В первую очередь работу в творческих группах. На мастер-классе Натальи Сергеевны было три группы - «исследователи-экспериментаторы», «педагоги-методисты» и «практики». Да и само название мастер-класса сразу же привлекло внимание и заинтриговало - «Гайка, макаронина, или Через парадокс к совершенству».

Нина ЗАВАРЫКИНА, учитель русского языка и литературы средней школы №9 города Вязники Владимирской области, предложила своим ученикам нарисовать стихотворение Осипа Мандельштама, а затем зал выбрал лучший рисунок. На своих уроках Нина Леонидовна учит понимать и чувствовать слово.

Учитель русского языка и литературы Баскаковской средней школы Смоленской области Ульяна Николаевна ЧЕРНЫШОВА, безусловно, расположила жюри своей мягкостью и лиричностью. Она предложила вспомнить учителям, какие колыбельные песни они пели своим малышам в детстве. И зазвучали в актовом зале столичной гимназии №2033 колыбельные на чеченском, немецком, французском, русском языках... Кстати, тема мастер-класса была сформулирована многообещающе - «Магия родного слова». Однако об известной каждому малышу сказке «Колобок», которую Ульяна Николаевна выбрала основой мастер-класса, учитель, к сожалению, говорила недостаточно глубоко, не привлекала образы славянской мифологии... Было непонятно, в каком классе может быть проведен урок, фрагменты которого показала конкурсантка.

Виртуозным по праву можно назвать мастер-класс учителя немецкого языка гуманитарного лицея Пскова Светланы ПРОКОФЬЕВОЙ. Вначале она призналась в своей любви к немецкому и всем тем, кто этот язык знает и любит, а затем... выступила в роли врача на горнолыжном курорте в Австрии. Кстати, конкурсанты, ставшие учениками Светланы Дмитриевны, до этого не знали ни слова по-немецки. И буквально на глазах жюри и гостей произошло чудо - они смогли произнести три-четыре фразы на чужом языке. Светлана Прокофьева - автор программы «Учить немецкий - думать о будущем» и методист-мультипликатор в немецком культурном центре имени Гете.

Словесник Ольга ПОСАЖЕНИКОВА из Петровской школы города Петрозаводска Республики Карелия, дав хороший, интересный урок, не смогла показать все богатство своих педагогических приемов на мастер-классе. Ольга Михайловна избрала вечную и потому универсальную тему - «Классики и современники. Почему мы читаем Пушкина?». Начало было интригующим - Ольга спросила конкурсантов: «Будут ли читать Гарри Поттера через сто лет?» И хотя в зале оказались и те, кто кричал: «Конечно же, ведь Роулинг пишет так увлекательно!» - большинство тем не менее признало: Поттер вряд ли заинтересует наших потомков, а вот Пушкин и через сто лет будет интересен. Почему? Тут было самое время продемонстрировать все свое педагогическое искусство. Однако Ольга Михайловна сумела показать лишь одну свою сильную сторону - артистичность и великолепную память. Она замечательно наизусть декламировала чуть ли не полностью произведение Марины Цветаевой «Мой Пушкин».

- Вы очень рисковали, выбрав такую тактику проведения мастер-класса, - заметил ей член Большого жюри ректор Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Эдуард НИКИТИН. Впрочем, Посаженикову зал слушал затаив дыхание - так эмоционально и вдохновенно читать прозу Цветаевой, наверное, не смогли бы и профессиональные актеры.

Елена КЛИМЕНКО, учитель биологии гимназии №24 Калуги, говорила на мастер-классе об экологическом кризисе, причем связывала это глобальное явление не только с бурным научно-техническим прогрессом, но и с духовным оскудением человечества.

- Экология природы тесно связана с экологией души, - уверена Елена Александровна.

Елена Клименко продемонстрировала на мастер-классе свою любимую технологию, которую она использует в работе с детьми, - творческие мастерские. Однако, к сожалению, по ходу мастер-класса биолог потеряла логику, ей не удалось закольцевать занятие, связать финал с началом.

Когда-то на Руси придумали пятиголосье. И были в этой древней системе, как в социуме, распределены роли - «лидер», «контрлидер», «моя хата с краю», «не ходи туда, хата», «голосильщик»... Учитель истории и обществознания средней школы №70 Тюмени Константин ЛУПИКОВ собрал на сцене своих коллег и попытался вместе с ними спеть в режиме пятиголосья «Мне малым-мало спалось...». А еще призвал конкурсантов поговорить о том, как происходила и происходит социализация через музыку. Современные мелодии, пришли к выводу участники обсуждения, приводят к узкой социализации. Значит, нужно найти общую тему, которая поможет сотворчеству. В хорошей школе учителя вместе с ребятами должны петь добрые, умные песни.

Вадим МУРАНОВ, учитель физики основной общеобразовательной школы №19 города Ногинска Московской области, предложил задуматься над такой непростой проблемой: как вызвать у детей на уроке интерес к предмету, как заставить ребят задавать вопросы? Оказывается, для этого нужно применить трехчастную технологию. Сначала учитель запускает бумажную ракету, собрав установку из подручных средств (отличное изобретение, кстати, на него смело можно выдавать патент). Ученики наблюдают чужой опыт. Вопросов у них пока немного. Затем они сами пытаются запустить ракету. Интерес явно возрос. Наконец, стали обучать своих друзей, родителей, соседей - транслировали опыт. Появился уже не просто интерес - ажиотаж. Так ученики Вадима Александровича прошли все три этапа формирования мировоззрения школьника. И многому научились у коллеги.

За двадцать минут показать технологии дебатов и социального проектирования, а также работу с метапланом - одной из методик гражданского образования. Такую нелегкую задачу поставил перед собой учитель истории, обществознания и права средней школы №2 с углубленным изучением предметов гуманитарного профиля Перми Дмитрий ПОНОСОВ. И ведь справился!

За один мастер-класс Ирины ФОМЕНКО, учителя химии и биологии лицея «Экос» города Новоалександровска Ставропольского края, мы узнали множество интересных и сложных вещей: что такое вирус, какими бывают платоновы тела, где используется фуллерен. Ирина убеждена: «Ощущение счастья от познания самых обычных вещей - с этого начинается обучение в школе».

Оксана РОДИОНОВА, Светлана РУДЕНКО