Нашу встречу я бы хотела начать с разговора о вечном, о любви. (Звучит музыка, рассказывается сказка.)

Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:

- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

- Приходи ко мне завтра утром.

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место... Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

- Вот, выбирай, - сказал волшебник. - Одну зовут Радость, другую - Удача, третью - Красота, четвертую - Печаль, пятую - Доброта.

- Они все прекрасны, - сказала Любовь. - Не знаю, кого и выбрать...

- Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них.

Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.

А кого выбрали бы вы?

Почему Любовь выбрала Доброту?

Сегодня наш разговор посвящен толерантности.

Многолетний опыт работы в школе убеждает, что одной из наиболее частых причин обращений классных руководителей за помощью к психологу является проблема межличностных отношений в классе, в основе которых часто лежат явления нетерпимости. Все зависит от учителя. Какой педагог, такой и ученик.

А как думаете вы?

«Я, ты, он, она - вместе дружная страна, вместе - дружная семья, в слове «Мы» - сто тысяч «я!» - так оптимистично и жизнеутверждающе начинается некогда очень популярная в нашей стране песня. Несмотря на разность внешних данных, интересов и увлечений, взглядов и убеждений, мы довольно неплохо уживались в одной стране. Но так поется в песне, а в жизни все намного сложнее. Не так легко быть объединенными одним «ансамблем» отношений, входя в такие социальные образования, как «страна», «город», «семья», «школа», «класс».

Современный культурный человек - не только образованный, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.

Что же такое толерантность?

Термин толерантность объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми.

Определение данного понятия на разных языках земного шара звучит по-разному:

в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;

во французском - отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

в английском - готовность быть терпимым, снисходительным;

в китайском - позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

в арабском - прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;

в русском - способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

Какое из определений вам импонирует более всего?

А что же объединяет эти определения?

Почему так актуальна толерантность в настоящее время?

В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширяются зоны конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойственен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.

Почему в последние годы в подростковой и молодежной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения? Продолжает увеличиваться подростковая преступность? Растет количество антиобщественных молодежных организаций радикального толка?

Подумаем над ситуацией «перед вами две дороги, выбирайте...».

Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась потрепанная сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слезы.

- Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.

- Не вздумай. Он грязный, подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав ее руку.

- Я все равно подойду, - девушка вырвала руку.

- Я тебя не пущу. Пойдем отсюда, - он попытался увести ее.

Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине.

- Что с вами? - спросила она мужчину. - Что с вашей ногой?

- Я сломал ее... кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница.

- Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, - у тебя нет мобильника?

Парень промолчал.

- Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.

- Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.

Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени.

- У вас открытый перелом, - проговорила она. - Я пойду вызову врача. Потерпите.

- Девушка! - окликнул ее мужчина. - Спасибо вам!

Девушка обернулась и улыбнулась.

- Вы обязательно найдете свое счастье.

Как бы вы поступили в этом случае?

Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?

Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, это и будет проявление доброты.

Но мы видим, что есть два пути развития личности - толерантный и интолерантный.

Сейчас мы разделимся на две группы. 1-я группа будет описывать основные черты, присущие толерантной личности, 2-я группа - черты, присущие интолерантной личности.

Толерантная личность: уважение мнения других; доброжелательность; желание что-либо делать вместе; понимание и принятие; чуткость, любознательность; снисходительность; доверие, гуманизм.

Интолерантная личность: непонимание; игнорирование; эгоизм; нетерпимость; выражение пренебрежения; раздражительность; равнодушие; цинизм; немотивированная агрессивность.

Получается, что интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности.

Толерантный путь - это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.

Обратим внимание на ситуации интолерантности, чтобы четче осознать чувства, рождающиеся в конфликтных ситуациях. Возьмем рассказ одной учительницы:

«Семь лет назад в моем классе произошел такой случай. Как обычно, в конце года мы вместе с детьми фотографировались всем классом. В классе была девочка, страдающая косоглазием. На фотографии этот дефект был очень заметен. Я знала, как тяжело ребенок переносит свой физический недостаток, и в душе очень переживала за нее.

Представьте мое состояние, когда я пришла в класс и дети мне сказали, что один ученик, получив фотографию, все время дразнил девочку, кося свои глаза, а она, бедная, смотрела на все это и плакала. Мне было очень больно и стыдно за моих детей.

Попросив девочку выйти, я произнесла пламенную речь, в которой сравнила действия моего ученика с действиями фашистов, бьющих по самому больному месту.

Видя мое состояние, дети тоже высказали свое возмущение безобразным поступком. Сам же ученик, совершивший его, не испытывал ни малейшего сожаления и даже огрызался.

Каково же было мое удивление, когда на следующий день меня вызвали с урока в кабинет директора, где сидели родители моего ученика. Возмущаясь, они требовали от меня извинений за сравнение их сына с фашистом. Я попыталась объяснить всю ситуацию, возникшую в классе, но меня не слышали и не пытались понять. Страдания другого ребенка были не в счет. Родители видели в этой ситуации только свое незаслуженно оскорбленное дитя. Мне же грозили расправами, разными жалобами.

Естественно, в такой ситуации я посчитала себя правой и извиняться не собиралась. Я была готова встретить те трудности, которые обещали мне родители ученика, но иначе поступить не могла.

Конфликт же разрешился сам собой. Директор извинился перед этими родителями за меня. Я же до сих пор с чувством стыда и унижения представляю эту сцену, мне больно за бесправного учителя, у которого так легко, без труда можно отнять честь».

Попробуем в совместной работе осознать факт, что ни один человек не может быть стопроцентно толерантным.

Участники по кругу называют качества, которые характеризуют учителя как толерантную личность; качества выписываются на листе ватмана или на доске. На шкале от 0 до 100% каждый участник отмечает, насколько он считает себя толерантным учителем.

Что же мешает быть толерантным?

Каждый участник высказывает свое мнение по поводу того, что в педагогической деятельности способствует толерантности и что мешает учителю быть толерантным.

Факторы, сдерживающие развитие толерантности:

1. Социально-политические: отсутствие в обществе устоявшихся традиций свободы; отсутствие плюрализма; неуважение прав другого человека.

2. Социально-психологические: рост националистических настроений и популярность экстремистских групп, особенно среди молодежи; наличие стереотипов в отношении других культур.

3. Психологические: эгоцентризм; неумение понять и принять другого человека.

4. Социально-педагогические: проявление нетерпимости к собственным детям; непонимание и неумение понять детские проблемы.

Попробуем с помощью упражнения «Шесть разноцветных шляп» помочь себе понять, что любую ситуацию можно проанализировать без осуждения, находя в ней сильные стороны и понимая позиции других. Рассмотрим описанную выше ситуацию с помощью шести волшебных шляп.

Жил-был когда-то мастер-шляпник. Он изготавливал такие шляпы, которые делали людей привлекательными и уверенными. Но однажды шляпник покинул этот мир, и шестеро его детей получили в наследство мастерскую. В ней они нашли инструменты, обрезки цветного фетра и шесть шляп разного цвета.

«Наверное, это заказ, над которым отец трудился в последние дни. Придет за шляпами человек и заплатит много денег», - подумали они.

Но шло время, а никто не приходил. Дети снова посмотрели на шляпы и решили взять их себе. Одному досталась белая, другому - черная, третьей - красная, четвертой - желтая. Пятый взял зеленую, а шестой - синюю.

И дальше произошли невероятные события. Надевший белую шляпу научился хорошо разбираться в фактах и цифрах, легко следил за хроникой событий, однако все эмоции он утратил навсегда.

Надевший черную шляпу стал все подвергать сомнению и критике, видеть во всем недостатки и отрицательные последствия.

Владелица красной шляпы стала жить во власти эмоций, она тонко чувствовала происходящее, но не всегда могла своими эмоциями управлять.

Владелица желтой шляпы видела в окружающем мире только хорошее.

Владелец зеленой шляпы открыл в себе огромные творческие возможности и жил во власти искусства.

Владелец синей шляпы приобрел качества исследователя и научился извлекать из разных ситуаций жизненные уроки для себя.

Когда дети шляпника через несколько лет собрались вместе, они пришли к выводу, что ни одна шляпа не может служить только одному владельцу.

- Итак, мы берем в руки коробку со шляпами. Начнем с белой шляпы.

Представьте, что вы надеваете ее на себя. В белой шляпе мы способны перечислить те факты, ту последовательность событий, которые произошли в этой ситуации.

С чего все началось? Что было дальше? Что случилось потом? А затем? Чем все закончилось?

Черная шляпа. Что самое неприятное в этой ситуации? Какие отрицательные последствия здесь могут быть?

Что самое страшное может произойти?

Красная шляпа. Что чувствовала учительница в этой ситуации? Что чувствовала девочка, страдающая косоглазием? Что чувствовал мальчик? Что чувствовали одноклассники? Что чувствовали родители? Что чувствовал директор?

Желтая шляпа. Нет ситуаций абсолютно плохих или абсолютно хороших. Что полезного может быть в этой ситуации? Какие есть положительные стороны?

Синяя шляпа. Какой жизненный урок вы извлекли из этой ситуации?

Чем могут быть полезны шесть разноцветных шляп?

Наталия РАСПОНОМАРЕВА, учитель Кормовищенской школы, Лысьва, Пермский край