Разработанный Минобрнауки России по поручению Президента РФ Дмитрия Медведева проект национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» предусматривает, что в ходе реализации Федеральной целевой программы развития образования, текущей деятельности федеральных органов управления образованием, органов управления образованием субъектов Российской Федерации, муниципалитетов предстоит разработать и внедрить «модели деятельности автономных учреждений общего образования». Основными целями создания автономных учреждений в сфере образования рассматриваются следующие: повышение эффективности институционального управления; обеспечение развития экономической самостоятельности образовательных учреждений; усиление ответственности учреждений за конечные результаты деятельности; повышение результативности и прозрачности финансирования сферы образования.

Особенности деятельности автономных учреждений и порядок их создания определены Федеральным законом от 3 ноября 2006 г. №174-ФЗ «Об автономных учреждениях». В 2009 г. в целях реализации Федерального закона принято постановление правительства Московской области от 02.03.2009 №163/7, которым утверждены: порядок осуществления функций и полномочий учредителя автономного учреждения; порядок подготовки предложений о создании автономных учреждений путем изменения типа существующих государственных учреждений области; порядок определения видов особо ценного движимого имущества автономных учреждений Московской области. Апробация и внедрение новых организационно-правовых форм образовательных учреждений предусмотрены долгосрочной целевой программой Московской области «Развитие образования в Московской области на 2009-2012 годы». Министерством образования Московской области в настоящее время проводится работа по подготовке нормативной и инструктивно-методической базы создания автономных учреждений в сфере образования.

Преимущества и риски создания автономных учреждений путем изменения типа существующих образовательных учреждений Московской области обсуждаются на семинарах, проводимых ГОУ ВПО МО «Академия социального управления» со специалистами муниципальных органов управления образованием, руководителями учреждений различных типов (дошкольного, дополнительного, профессионального образования). Как показывают обсуждения, одна из самых привлекательных для руководителей образовательных учреждений черт автономного учреждения - свобода распоряжаться заработанными средствами. Для бюджетных учреждений эта свобода ограничилась со вступлением в силу новой редакции Бюджетного кодекса (по которой с 1 августа 2008 года бюджетное учреждение больше не имеет права расходовать средства, полученные из внебюджетных источников, без согласования с учредителем). С другой стороны, директоров беспокоит возможное, по их мнению, сокращение бюджетного финансирования при переходе в статус автономного учреждения. В качестве риска рассматривается недостаточная готовность администрации управлять учреждением в условиях большей финансово-экономической самостоятельности.

Разработка полноценной нормативной базы и осуществление экспертно-консультационного сопровождения апробации и внедрения модели автономных учреждений этого процесса позволят максимально реализовать достоинства модели автономных учреждений и минимизировать возможные риски. В частности, в настоящее время Академией социального управления разработаны критерии и показатели оценки социально-экономической эффективности организации автономных учреждений в различных секторах системы образования Московской области. Они будут использованы для проведения мониторинга, результаты которого позволят сформулировать рекомендации Министерству образования Московской области и органам местного самоуправления о целесообразности изменения организационно-правовой формы конкретных учреждений. Особое внимание уделяется разработке рекомендаций по формированию государственных и муниципальных заданий автономным учреждениям, в частности, таких составляющих, как показатели, характеризующие качество и объем оказываемых услуг, порядок контроля за выполнением задания, требования к отчетности автономного учреждения о выполнении задания. Эти вопросы остро актуальны в условиях выработки новых требований к качеству образования, инструментам его оценки и обеспечения публичной доступности их результатов. При их решении будут использованы подходы, апробированные в ходе работ по созданию системы оценки качества образования Московской области. Таким образом, повышение экономической эффективности деятельности образовательных учреждений (расширение источников финансирования, привлечение инвестиций и др.) будет обеспечено при сохранении социальных гарантий в области образования, объема и качества образовательных услуг, финансовой стабильности учреждения. В результате выиграют все заинтересованные стороны: потребители образовательных услуг, учредитель, коллективы образовательных учреждений.

Сергей КОСАРЕЦКИЙ, начальник Центра стратегических разработок Академии социального управления