В 87-й школе она есть: два спортивных зала и тренажерный, футбольное поле с искусственным покрытием, баскетбольная площадка и спортивный городок. Дополнительно используется огромный, 600 квадратных метров, зал греко-римской борьбы, расположенный в здании спортивной школы №10, с которой у 87-й давние дружеские отношения. На сегодняшний день борьбой занимаются более 70 ребят (всего в школе 970 учащихся), был даже специальный спортивный класс, в котором учились борцы. Сейчас они уже выпустились, но в каждой параллели все равно есть по спортивному классу, где обучаются футболисты. С областной детской спортшколой олимпийского резерва по футболу у 87-й школы тоже договор, юные спортсмены здесь обучаются с пятого класса, а также тренируются, питаются и хорошо учатся. Всего в 87-й более 200 детей серьезно увлекаются спортом, а значит, не курят, не злоупотребляют и вообще ведут здоровый образ жизни.

Как рассказывает директор Валентин Зарьянов, чтобы организовать весь учебный процесс на здоровьесберегающих принципах, в школе разработали программу, в которой наибольшее внимание уделяется укреплению здоровья детей. Потом определили партнеров, с которыми можно решать поставленные задачи. Первым делом обратились в районную поликлинику №4 и детскую поликлинику №11, где территориально обслуживаются практически все ученики школы. С лечебным учреждением заключили договор, успешно действующий до сих пор. По нему дети проходят в поликлинике обследование и получают лечение без очереди. Директор говорит, что для учеников школы открыта «зеленая линия».

Первое, что сделали в рамках этого договора, провели мониторинг здоровья детей и выяснили, чем болеют ученики. Во всей этой работе главным помощником школьной администрации стала заместитель главного врача поликлиники Тамара Кораблева. По результатам обследований в школе сформированы два класса, в которых учатся дети с ослабленным здоровьем. Самые распространенные диагнозы - это сколиоз и другие нарушения осанки, кишечные и легочные заболевания. С ребятами организована реабилитационная работа, они дополнительно занимаются лечебной гимнастикой, для чего специально оборудовали небольшой спортивный зал для ЛФК. Трижды в год поликлиника проводит медицинское обследование учеников, а результаты потом обсуждаются на специальном совещании у директора. Учителю, работающему с таким классом, даются специальные рекомендации, как помочь детям и как наилучшим для здоровья образом организовать с ними учебный процесс.

В школе разработаны специальные требования, которые выполняются на уроках с позиции здоровьесбережения. Первое, что учитывается, - это обстановка и гигиенические условия в классе - температура, свежий воздух, освещенность. Далее: количество видов учебной деятельности (5-7 за урок), их продолжительность (7-10 минут) и необходимость чередования, поза учащихся и чередование поз, оздоровительные моменты на уроках (физкультминутки, массаж активных точек, дыхательная гимнастика), в содержательной части урока обязательны вопросы, связанные со здоровьем и ЗОЖ, эмоциональная разрядка на уроках (шутка, улыбка, музыкальная минутка). Также практикуются регулярная (раз в месяц) пересадка учащихся для изменения угла зрения и постоянное соблюдение плотности урока (количество времени, затраченного на учебную работу, не должно превышать 80 процентов).

В 87-й школе часто проводятся городские и областные семинары по здоровьесбережению. Учителя Светлана Кучина и Елена Шишкина со своими концепциями здоровьесберегающих уроков стали номинантами конкурсов «Учитель года».

Заместитель директора Людмила Максимова рассказала об изменениях в учебной программе, появившихся в школе в последние годы. Для учащихся 5-11-х спортивных классов введен третий час физкультуры и преподается углубленное изучение предмета «Физическая культура на основе игры в футбол». Педагоги разработали факультативные курсы по биологии, например, для пятиклассников курс «Природная аптека на страже здоровья спортсменов», для 7-х классов - «Оказание первой помощи при травмах». Созданы элективные курсы по биологии: для 9-х классов - «Микроорганизмы полезные и вредные, их влияние на организм человека», для 10-х - «Практикум по анатомии и физиологии человека», а в 11-х - «Рациональное питание спортсменов».

Кстати, сами учителя тоже стараются соответствовать здоровьесберегающим принципам, прошли обследование в диагностическом центре, посещают тренажерный зал, и все считают, что современная школа ни в коем случае не должна отнимать здоровье, а наоборот, сохранять и улучшать его.

Воронеж