Как бы ни развивалось общество, сколько бы внимания ни уделяло здоровью женщины, замечено, что число детей, появившихся на свет с отклонениями по зрению, слуху, речи, опорно-двигательному аппарату, остается примерно одинаковым. Природа по какой-то одной ей ведомой причине поддерживает данное равновесие. Может быть, чтобы люди никогда не забывали о тех, кому сложнее уже по рождению.

В центре несколько отделений. Школа - одно из них. Там работают по коррекционно-развивающим технологиям. Есть отделение для дошкольников: группа общего развития и группа для слепых. В состав коррекционно-диагностического отделения входит областная психолого-медико-педагогическая комиссия, которая обеспечивает выбор образовательных программ для ребятишек с нарушениями в развитии. Ведется также сопровождение детей со сложными патологиями, которые живут в отдаленных районах и не могут приезжать в областной центр постоянно: ими занимаются специалисты на местах, но под методическим руководством сотрудников «Ресурса». То есть «Ресурс» помогает, с одной стороны, детям и их родителям, с другой - педагогам и врачам.

Подобная система коррекционного обучения и медико-социального диспетчерства существует лишь в нескольких регионах России. Свердловский опыт имеет свои специфические черты. «Ресурс» оказывает поддержку не только детям с серьезными отклонениями. Его директор Надежда Должикова подчеркивает, что к ним может обратиться любая семья, в том числе с временной проблемой, поведенческой или адаптационной, такой, как утрата мотивации к обучению, снижение успеваемости без очевидных причин, эмоциональный упадок ребенка, проявление агрессии. Помощь будет оказана бесплатно. Например, в прошедшем учебном году в центр обратилось 438 семей. 153 ребенка находятся на дистанционном сопровождении.

...Этот мальчик по типу своей нервной системы не принадлежал к удобному для педагогов разряду тихонь и отличников. Кто-то таких «подвижников» называет ласково шустриками, а кто-то раздраженно выскочками. Учительница не приняла его повышенной двигательной активности и стремления к лидерству. В младших же классах отношение учителя нередко определяет и отношение сверстников. Мальчика стали задирать, обзывать, появилась ответная агрессия. Речь шла о переходе в другую школу. Мама, которая одна воспитывала ребенка, пришла за советом в «Ресурс». Рассказывает Надежда Валентиновна Должикова:

- Один специалист работал с мамой, другой - с ребенком. Мальчик был интеллектуально развитый, отзывчивый на психологическую работу, он сам сформулировал задачу: «Хочу научиться договариваться с одноклассниками, хочу с ними дружить». За несколько месяцев занятий удалось развить в нем такие качества, как терпимость, умение слышать других, заявлять о собственных потребностях в приемлемой форме, без эмоциональных всплесков. Сейчас у ребенка все нормально, он научился общаться и со взрослыми, и с детьми.

И все-таки основным направлением деятельности «Ресурса» является помощь детям с врожденными или приобретенными нарушениями здоровья. Вот еще одна история.

- Три года назад в центр обратилась мама девочки с тяжелой патологией: тотальная слепота плюс умеренная умственная отсталость. Ей было семь лет, а девочка не разговаривала. Приглашаемых домой учителей не слушала, кусалась, не выходила на улицу. Раньше таких детей считали необучаемыми. Теперь же мы знаем: любого ребенка можно научить хотя бы шнурки завязывать и чаю себе налить, для кого-то это очень важные умения.

С ребенком стали работать несколько специалистов: логопед, психиатр, педагог по развитию. Девочка очень изменилась. Теперь она ориентируется в пространстве, спокойно разговаривает с теми, кто встречается на пути. Достижением можно считать даже то, что они с мамой приезжают к нам не только на машине, как раньше, а на трамвае - у девочки больше нет страха жить.

Учеба здесь сочетается с медицинской помощью. Сейчас «Ресурс» активно осваивает современный электронный ресурс - дистанционное обучение детей через Интернет.

Свердловская область