В Омской области началась реализация экспериментального проекта по организации питания школьников.

Сегодня проблема питания детей актуальна, как никогда. По данным медиков, лишь тринадцать процентов выпускников школ Омской области можно назвать здоровыми.

Экспериментальный проект Омской области предполагает создание на базе школ шести районов столовых полного технологического цикла, где для питания учащихся предпочтение отдается свежеприготовленным блюдам. Главная цель проекта, в котором принимают участие 68 школ, - обеспечение 100-процентного охвата горячим питанием, а значит, и снижение заболеваемости детей «пищеварительными» недугами.

На реализацию программы Омская область получила федеральный грант в размере 34 миллионов рублей. Это высокая оценка усилий региона в организации системы школьного питания и сохранения тем самым здоровья детей. В феврале 2009 года в числе семи субъектов Российской Федерации Омская область признана победителем Всероссийского конкурса по организации школьного питания.

- Организация в школах Омска полноценного питания школьников началась в конце 2007 года, когда были введены новые, более жесткие требования к питанию детей, - рассказывает Ирина Новикова, заместитель начальника отдела по надзору за условиями воспитания и обучения управления Роспотребнадзора по Омской области. - Мы настойчиво рекомендовали перейти от привычных в конце прошлого века, да и в начале нынешнего, бутербродов, каш и газированных напитков к домашним обедам - мясным и рыбным блюдам с гарнирами, овощами, фруктами, кисломолочными напитками вместо газированных. Также по постановлению главного санитарного врача России Геннадия Онищенко из школьных буфетов должны были исчезнуть и другие неполезные для детского организма виды пищи - чипсы, сухарики, леденцы и тому подобное. Это крайне важно для выработки у детей правильного стереотипа питания. Чтобы дети, приученные в школе к определенному представлению о правильном обеде или завтраке, всю оставшуюся жизнь делали выбор не в пользу гамбургеров и прочего фаст-фуда, а в пользу супчика или второго блюда, дополненного овощами и фруктами.

Но как эти идеи реализовывать, если большинство школ не имели настоящих столовых - таких, в которых оборудование позволяло бы работать с сырыми продуктами в полном объеме? Выход нашли поставщики продукции школьного питания. Они не ограничились доставкой продуктов до пищеблоков, установив в школах свое оборудование, на котором стали работать их же специалисты (кроме заведующих производством, подчиняющихся непосредственно директорам образовательных учреждений). Так что школьные столовые Омска, по сути, стали производственными цехами поставщиков продукции. Более того, поставщики, чтобы восстановить возможность работы с овощами, провели канализацию и водопровод. Уже в 2008 году такие серьезные реконструкции одновременно прошли в семнадцати школах Омска. В начале 2009 года Департамент образования Омска вместе с управлением Роспотребнадзора по Омской области провел анонимное анкетирование. В первую очередь интересовались, как учащиеся и педагоги оценивают новый подход к питанию: введение первых, вторых блюд, овощных нарезок, фруктов и так далее. Восемьдесят процентов респондентов ответили, что в нынешнем учебном году питание значительно лучше. Оказалось, что любимым блюдом и детей, и взрослых стала запеканка с мясом и картофелем, что, по мнению специалистов Роспотребнадзора, вполне закономерно. Картофельно-мясная запеканка - сложное блюдо, приближенное по вкусу к домашнему. Вряд ли бы оно появилось в меню, если бы не были приняты новые санитарные правила и нормы, не произошла переоценка существовавшего более 15 лет подхода к школьному питанию. А вот жареную рыбу никто не хочет. И в этом виновато как раз отсутствие привычки к полезной пище.

К сожалению, ситуация в деревенских школах не столь благополучна - рассчитывать на частные инвестиции в развитие сельской системы школьного питания пока не приходится. Особенно в малокомплектных школах, где открытие пищеблоков практически неподъемное дело. Потому и родился план организации комбинатов школьного питания на базе нескольких райцентров. В этих «базах» будут готовиться блюда для детей близлежащих селений, на месте они будут только подогреваться. «Экспериментальные» районы выбраны не случайно. Москаленский, к примеру, в прошлом году стал победителем областного конкурса целевых программ по организации питания - здесь каждый школьник ест на обед горячее. В недельном меню овощные салаты, оладьи со сгущенкой, пшенная каша с изюмом, макароны с сосисками, кисели, пловы, булочки. Такое удовольствие стало возможным благодаря механизму софинансирования. В 2007 году на организацию питания учащихся из областного бюджета впервые было выделено около 90 миллионов рублей - из расчета по три рубля в день на каждого школьника. Еще полтора рубля стали добавлять муниципальные бюджеты. Этого, конечно, маловато. Но на помощь приходят внебюджетные средства. Родительская плата невелика - от 20 до 100 рублей в месяц. Зато все овощи в школьных столовых выращены самими ребятами. На образовательные учреждения Москаленского района приходится 620,8 гектара земли, что сравнимо с площадью небольшого сельхозпредприятия. В Майской школе есть собственная животноводческая ферма, где ежегодно производится около 15 тысяч литров молока. Налажено шефство хозяйств над школами. Краснознаменская школа бесплатно получает муку, молоко, мясо, Роднодолинская покупает муку, хлебобулочные изделия по суперльготной цене. Местные предприниматели помогли приобрести и новое оборудование для нескольких школ: холодильники, электроплиты, посуду. К этому коммерсантов, вернее, вначале руководство муниципальных образований, подтолкнула программа областного правительства «Школьное питание». В 2008 году технологическое оборудование пищеблоков области было переоснащено на 30 процентов, что стоило региональному бюджету 13 миллионов рублей. В 2009 году программа получила еще более солидную поддержку - на нее запланировано около 144 бюджетных миллионов.

Омская область