Статфакт

Опыт увеличения всех видов физкультурных занятий в школе до 3-5 часов в неделю,

по данным Института возрастной физиологии РАО, снижает острую заболеваемость

в 3-4 раза, приводит к увеличению уровней физической подготовленности и физической работоспособности, уменьшению распространенности курения и увеличению функциональных возможностей у школьников разных возрастов.

В 63,8 процента школ спортивные секции и дополнительные занятия физической культурой проводятся только со здоровыми детьми. Группы ЛФК и занятия спецмедгрупп проводятся лишь в 31,7 процента школ.

Комментарий «УГ»

Негативные тенденции последних лет, на которые указывают врачи:

Значительное снижение числа абсолютно здоровых детей, среди учащихся число их не превышает 10-12 процентов.

Стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний. Половина школьников 7-9 лет и более 60 процентов старшеклассников имеют хронические болезни.

Вдвое увеличилась доля болезней органов пищеварения, в 4 раза - опорно-двигательного аппарата, втрое - почек и мочевыводящих путей.

Школьники 7-8 лет имеют в среднем 2 диагноза, 10-11 лет - 3 диагноза, 16-17 лет - 3-4 диагноза.

Самая главная здоровьесберегающая задача школы - сделать рациональным учебный процесс. Нерациональная организация учебной деятельности, несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным особенностям детей, интенсификация учебного процесса, стрессовая педагогическая тактика являются основными школьными факторами риска. Наши исследования показали, что в школу приходят около 20 процентов первоклассников, имеющих нарушения психического здоровья пограничного характера, а вот к концу учебного года, то есть через 8-9 месяцев, число их катастрофически увеличивается - до 60-70 процентов. За это время существенно не меняются ни гигиенические, ни социальные, ни экологические условия, но тем не менее психическое здоровье детей резко ухудшается. Это говорит именно о том губительном влиянии, которое оказывает школа. Хочу подчеркнуть, что негативное влияние школьных факторов риска приходится на период интенсивного роста и развития организма ребенка. Опасность этого влияния усиливается еще и тем, что его воздействие на рост, развитие и состояние здоровья школьников проявляется не сразу, а накапливается в течение нескольких лет.

Основной фактор, ведущий к школьным стрессам, - это ограничение времени в процессе деятельности. Причем ограничение времени может быть связано как с увеличением объемов и интенсивности учебных нагрузок, так и с технологией и методикой обучения. К примеру, в современной школе успешность обучения зачастую определяется не качественными, а количественными (скоростными) показателями деятельности. Так, в начальной школе до сих пор проверяется скорость чтения, хотя данные психофизиологических исследований процессов формирования навыков письма и чтения, проводимых в течение многих лет в Институте возрастной физиологии РАО, показали, что несвоевременное формирование темпа письма и чтения не только не способствует формированию этих базисных навыков, но и, наоборот, тормозит этот процесс и нарушает его психофизиологическую структуру. Главный смысл чтения - в понимании, чтобы ребенок мог объяснить то, о чем он прочитал в тексте. У нас же по результатам ЕГЭ выяснилось, что только 50 процентов ребят умеют выделить главную мысль в тексте. Значит, остальные 50 процентов мы читать не научили.

Использование в качестве критерия успешности формирования навыка чтения скоростной характеристики свыше 80-90 слов в минуту противоречит психофизиологическим закономерностям восприятия информации. При чтении со скоростью более 80-90 слов в минуту часть информации ребенком просто не воспринимается. Кроме того, такая скорость чтения приводит к утомлению и сильному мышечному напряжению детей, а иногда и к психическим расстройствам.

- Марьяна Михайловна, сейчас в России немало школ, которые в своих программах развития ведущим обозначили здоровьесберегающее направление. В некоторых из таких школ есть свои медицинские центры, дети проходят физиотерапевтические процедуры, массаж... Не подменяют ли они собой медицинские учреждения?

- Я не считаю, что поликлиника в школе - это хорошо. У школы свои здоровьесберегающие задачи, а у системы здравоохранения - свои. Да, сегодня школы нередко берутся за решение медицинских задач и пишут в своих программах развития: «улучшить состояние здоровья школьников». Так вот, это не задача школы, образовательное учреждение должно заниматься сохранением и укреплением здоровья детей. Зачастую бывает так: в школе «потогонная» система, дети переутомляются из-за интенсификации учебного процесса, но образовательное учреждение называет себя «школой здоровья», потому что там дети пьют кислородные коктейли, фиточаи, есть тренажерный зал и аппарат БОС. На встречах с директорами школ я всегда говорю: любые процедуры должны назначаться и контролироваться врачом. Ведь даже витамины небезопасны. Фиточай, к примеру, может вызвать сильнейшую аллергию. А аппарат БОС рекомендован для использования лишь в медицинских учреждениях, он противопоказан детям со снижением порога судорожной активности. Определить его можно, лишь сделав энцефалограмму. В условиях школы это не делается. Все это происходит в большинстве случаев оттого, что, купив тренажер или аппарат БОС, можно поставить галочку в графе «здоровьесбережение». Но создать в школе здоровьесберегающую среду, рационально выстроить учебный процесс намного сложнее.

Еще одна серьезная проблема - это отсутствие полных данных о состоянии здоровья детей. Ежегодная диспансеризация последний раз проводилась в 2002 году, причем там дети от 0 до 14 лет по статистическим формам в одной группе. По таким данным трудно судить о здоровье маленьких россиян. Самая большая беда в том, что в медицинских картах детей нет полных данных о состоянии здоровья. В ходе мониторинга по заказу Минобрнауки с 2000 по 2005 год выяснилось, что в медицинских картах школьников совершенно не было данных о нервно-психических заболеваниях, хотя мы знаем, что примерно 20-25 процентов таких детей приходит в школу и их число с каждым годом немного, но увеличивается. А когда мы сопоставили данные о состоянии здоровья, полученные у родителей, то они существенно отличались от данных в медицинских картах. Проблема в том, что ребенок прошел обследование перед школой, а потом мог чем угодно заболеть, родители об этом знают, но в карте это не фиксируется. Думаю, что в связи с отсутствием объективных данных о состоянии здоровья ребенка в школе и произошли те трагические случаи на уроках физкультуры, о которых мы знаем. Плохо и то, что один врач обслуживает, как правило, пять школ и слабо включен в здоровьесберегающую деятельность учебных заведений. Уверена, что ни один врач никогда не вмешается в организацию учебного процесса, не скажет, что перегрузки губительно отражаются на детском организме. Медработники в основном отвечают только за то, что контролируется медицинским учреждением.

- Каковы же основные направления здоровьесберегающей деятельности школы?

- Во-первых, необходима здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения, это в первую очередь содержание здания школы и ее помещений в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами. Это подразумевает и нормальные разновозрастные парты, оптимальное освещение, современные туалеты, обеспеченные всем необходимым спортзалы и спортивные площадки, душевые кабины... А то сейчас говорят о третьем и даже четвертом уроке физкультуры, а душевые кабины даже в московских школах встретишь не везде. Второе важнейшее направление - рациональная организация учебного процесса. Когда в прошлом году мы проанализировали режим одной из московских школ полного дня, то оказалось, что в октябре дети 1-4-х классов на приготовление домашних заданий тратят от полутора до двух с половиной часов. Кроме того, наши исследования показали, что 80-90 процентов школьников в целом недосыпают полтора-два часа, средняя продолжительность их прогулок на свежем воздухе - 15-30 минут. Один папа посчитал как время прогулки ходьбу своего ребенка от машины до школы, потом от школы до бассейна и от бассейна до дома. В рациональной организации учебного процесса огромный здоровьесберегающий потенциал школы. Третье направление здоровьесбережения - это рациональная организация физкультурно-оздоровительной работы. Здесь очень важно реально оценивать возможности школы и учитывать то, что лучше качественно, на высоком уровне проводить два урока физкультуры, чем приглашать неквалифицированного специалиста, что вообще опасно для здоровья детей. Можно в начальной школе, к примеру, провести динамический час, вывести малышей на прогулку после третьего урока. Очень важно, чтобы на уроках физкультуры работа велась со всеми тремя группами здоровья - основной, подготовительной и медицинской, с учетом физических возможностей этих ребят и медицинских показаний. К сожалению, есть немало школ, где ребята, которые должны заниматься в подготовительной или спецмедгруппе, просто сидят на скамейке весь урок физкультуры. Четвертый фактор здоровьесберегающей деятельности - формирование здорового образа жизни и ценности здоровья. В этой работе очень важны системность и комплексность, а зачастую она ведется фрагментарно, эпизодически: пришел сотрудник ГАИ и рассказал, что нельзя переходить дорогу в неположенном месте. А врач из наркологического диспансера напугал страшными историями о том, как погибают наркоманы от передозировки. От такой работы толка не будет. Здоровый образ жизни - понятие многогранное, это и культура здорового питания, и культура режима дня, и профилактика вредных привычек. Нашим институтом, кстати, разработаны две большие образовательные программы - «Разговор о правильном питании» и программа профилактики наркотизма «Все цвета, кроме черного». Они строятся как программы формирования личности и социализации ребенка. Кстати, в этих двух наших программах самое активное участие принимают родители, без них работу по формированию здорового образа жизни вести бессмысленно. Очень важны в здоровьесберегающей деятельности школы такие направления, как просветительская работа - в ней объединены учителя, ученики и родители - и профилактические оздоровительные мероприятия. Нашим институтом разработана и методика оценки здоровьесберегающей деятельности, которая позволяет проанализировать ее эффективность.

- Наверное, проблема нерациональной организации учебного процесса связана еще и с тем, что в педвузах основной акцент делается на предмет, а не на знание возрастной психологии и физиологии, большинство педагогов просто не очень хорошо знают ребенка?

- Нужно спросить об этом тех, кто разрабатывал и принимал стандарты высшего педобразования (они принимались без учета пожеланий Института возрастной физиологии РАО). Почему-то они оказались нацелены лишь на знание предмета, в то время как учитель просто обязан знать ребенка, его психофизиологические особенности. Не учли наше мнение и разработчики нового государственного стандарта общего образования для начальной школы, где задания по оценке комплексных умений явно не соответствуют возрастным особенностям младшеклассников. Вообще, хотелось, чтобы при модернизации российского образования учитывались психофизиологические особенности детей и их возможности, а то зачастую инновации (среди них и трехлетнее начальное обучение, и безотрывное письмо, и скоростное чтение) принесли не пользу детям, а скорее вред. Ни одна педагогическая инновация за последние 50 лет не рассматривалась с позиции ее полезности для ребенка.

Вообще, думаю, главная здоровьесберегающая технология заключается в том, чтобы изменить репродуктивную систему подачи знаний. Невозможно вложить в детскую голову весь объем существующей информации, да и не нужно. Думаю, нам не стоит забывать слова Ушинского, написанные им 150 лет назад. В ответ на жалобы педагогов на малое количество часов он писал: «...их действительно мало, если учесть все возрастающую степень знаний человечества, но их действительно много, если учесть технологию и методику преподавания». Именно в профессионализме учителя, его знании ученика и кроется огромный здоровьесберегающий ресурс школы. Директорам же школ хочется посоветовать: прежде чем покупать какую-то техническую новинку, скажем интерактивные доски, поинтересуйтесь, какой эффект на ребенка они могут оказать и вообще кем они рекомендованы. А то получится, как с компьютерами: они есть буквально в каждой российской школе, но эффективно используются в учебном процессе лишь немногими педагогами.