В июле Рособрнадзор заявил о пересмотре результатов ЕГЭ в некоторых регионах. У ведомства возникли подозрения в адекватности высоких баллов за экзамен в отношении 370 работ. 92 из отобранных работ действительно оказались не стобалльными. А еще некоторое время спустя общественности был продемонстрирован бланк для подачи документов в вуз с новой специальностью «юристУРденция». При том что абитуриент, заполнявший заявление, получил 74 балла по русскому языку, возникает уже вопрос о компетентности проверяющих результаты ЕГЭ.

Когда в июле же министр образования РФ Андрей Фурсенко участвовал в молодежном форуме «Селигер-2009», то один из представителей Мордовского университета сообщил главе ведомства, что «за семь лет эксперимента Мордовия сдавать ЕГЭ научилась»: «Наши выпускники математику на 100 баллов сдают и поступают, куда хотят. Но это не потому, что они знают ее хорошо, а потому, что научились, как это делать». Тут надо сказать, что некоторые преподаватели вузов, участвовавшие в проведении ЕГЭ, вполголоса и не «под запись» говорили о большом количестве нарушений в процессе экзамена. И подытоживали в духе: «Но я ничего с этим поделать не могу...»

Как бы там ни было, но министр образования отметил, что преимущество ЕГЭ уже даже в том, что теперь у Минобрнауки есть данные по всей стране, позволяющие делать выводы. Например, число стобалльников в той же Мордовии показывает, что республике абсолютно не нужна никакая финансовая поддержка от центра. «Регионы, которые так хорошо сдали экзамены, они, конечно, никакой поддержки со стороны федерального центра иметь не будут, у них все в порядке», - сообщил Андрей Фурсенко. То есть фактически ЕГЭ хорош уже тем, что хотя бы все наши коррупционные проблемы он выявил и предъявил для всей России.

Еще одна проблема единого госэкзамена состоит в том, что вузы постфактум получают лишь баллы. «Вот набрал абитуриент 70 баллов, а по каким разделам курса он недобрал еще тридцать? Мы не знаем, - отмечает первый проректор по учебной работе МГТУ имени Баумана Евгений Юдин. - При всем уважении к ЕГЭ мы должны знать, какие разделы первокурсники освоили, а какие нет. И поэтому мы были вынуждены в прошедшем учебном году - и реализуем это в наступающем - проводить письменный контроль, чтобы понять, какие разделы у ребят освоены слабо». В течение первых двух недель учебного года первокурсникам придется написать внутреннее тестирование по математике, с тем чтобы далее восполнить пробелы в знаниях. Для этого по опыту прошлого года руководство вуза уже предусмотрело дополнительные лекции и индивидуальные занятия.

Как это было?

Еще до введения ЕГЭ некоторые абитуриенты отдавали подлинники документов в один вуз, являющийся сокровенной мечтой, и копии в другой, запасной. Но дальше двух вузов обычно дело не заходило. Суровым ограничителем служили вступительные экзамены и то, что не все вузы принимали копии аттестатов. С этого года окрыленным ЕГЭ абитуриентам подавать документы стало возможно в неограниченное количество учебных учреждений на неограниченное количество факультетов. Главное - успешно сдать русский язык, профильный предмет вуза и две дополнительные дисциплины, которые вузы определяли на свое усмотрение.

При этом было объявлено, что эти самые документы можно даже не привозить лично и заявление на поступление тоже лично не писать. Мы же в XXI веке все-таки живем, и у нас есть Интернет, да и «Почту России» пока никто не отменял. В том числе об этом неоднократно напоминала и глава Рособрнадзора Любовь Глебова. «Доверяя, проверяй», - решили наученные горьким опытом выпускники российских школ и их и так доведенные до нервного срыва родители. И в приемных комиссиях началось столпотворение.

Очереди на подачу документов абитуриенты начинали занимать с раннего утра, еще до открытия самих приемных комиссий. Придя к началу работы, можно было оказаться в самом конце длинного списка. Ведь если раньше «сарафанное радио» компетентно сообщало, что в ряд московских госвузов поступить «с улицы» просто невозможно, то теперь окрыленные ЕГЭ выпускники съехались подавать документы в эти самые вузы со всей России. Ну не по почте же документы присылать, в самом деле. «Для верности» можно еще подать документы сразу на все факультеты выбранного вуза плюс еще в пять учебных заведений на несколько специальностей.

«Мое мнение таково: демократия есть демократия, и надо дать возможность ребятам подавать документы на те специальности, которые их интересуют, и в разные вузы, - уточнил проректор по учебной работе МГТУ имени Баумана Евгений Юдин. - Но до безумия-то доходить не надо!»

Не сдал ЕГЭ? Инвалид!

В процессе подготовки положения о приеме в вуз по результатам ЕГЭ в него внесли пункт, который не поворачивается язык назвать лазейкой, однако же именно лазейкой в светлую студенческую жизнь он и стал. Вне конкурса в вузы принимаются: дети-сироты; дети-инвалиды; граждане до 20 лет, имеющие только одного родителя - инвалида I группы; граждане, проходившие в течение не менее трех лет службу по контракту в Вооруженных силах РФ. При этом если на другую льготную категорию - «целевиков» (студентов, которые учатся за счет федерального или местного бюджета на дополнительных бюджетных местах), поступающих также вне конкурса, - существует квота в 30 процентов от общего контингента, то льготников вузы обязаны брать всех.

Во время приемной кампании 2009 года стало понятно, что здоровье населения России находится в ужасающем состоянии, потому что вузы оккупировало огромное число льготников, ставших таковыми едва ли не за месяц до приемной кампании. Так, по словам проректора Высшей школы экономики Григория Канторовича, значительная часть детей-инвалидов, подавших документы на поступление в ГУ - ВШЭ, получила инвалидность в апреле-июне.

Причем часть этих скороспелых инвалидов обладает не более чем 150 баллами по ЕГЭ по трем предметам. «Льготники имеют право поступать с минимальными баллами. Если бы они были распределены более равномерно, то проблем бы не было. Но они-то все подают на ЭВМ, на компьютерную безопасность, - отмечает первый проректор по учебной работе МГТУ имени Баумана Евгений Юдин. - То есть на те специальности, где и так наплыв очень велик. Им учиться на этих специальностях будет трудно, потому что они недостаточно для них подготовлены». При этом проректор отметил, что в рамках своих возможностей вуз и в прошлые годы, и в этом году проверял достоверность справок и удостоверений.

Льготники действительно шли в основном на популярные специальности: «государственное и муниципальное управление», «юриспруденция», «финансы и кредит», «экономика». В результате их количество среди поступающих на эти специальности иногда превышало количество бюджетных мест. Тут надо сказать, что ребенок-инвалид - статус, заканчивающийся в восемнадцать лет. То есть через год после поступления-2009 у части вузов в активе окажутся студенты, имеющие не самый высокий балл по ЕГЭ, с трудом переползающие с курса на курс. А через шесть лет в мир выйдут юристы, экономисты и управленцы, путающие «-тся» и «-ться» и безударные гласные и знающие, что с деньгами можно обойти любой закон. А вот ребята с высокими баллами окажутся за бортом хороших вузов. Надо сказать, что льготники своим поведением ничуть не отличались от других абитуриентов. Они также подавали документы во многие вузы сразу.

Рособрнадзор заинтересовался резким падением качества здоровья у народонаселения и уточнил у Федерального медико-биологического агентства, в ведении которого находятся комиссии, выдающие справки, основаниями, на которых выдавались свидетельства об инвалидности. «В ближайшее время будут проверены все документы о льготах, которые представлены в два ведущих вуза страны - Финансовую академию при Правительстве РФ и Высшую школу экономики», - сообщила, в частности, глава ведомства Любовь Глебова. Скорее всего, чуть позже такие же проверки пройдут и в других университетах и институтах страны.

Острая обеспокоенность здоровьем нации уже дала плоды. По словам руководителя Рособрнадзора, факты подделок обнаружены: «Среди проверенных есть такие справки, которые не подтверждаются, что они выданы бюро медико-социальной экспертизы».

Куда пойти учиться?

Но самое веселье началось, когда появились списки зачисленных на первый курс с предложением принести оригинальные документы. Ребята, поступившие одновременно в несколько вузов, начали метаться и забирать оригиналы документов из одних вузов, чтобы начать учебу в других.

«Допустим, я мог ради спортивного интереса как абитуриент подать документы в двадцать вузов на все их специальности. Но только в нашем вузе их 75. Значит, если он проходит, то мы представляем его на 75 специальностей, - рассуждает проректор МГТУ имени Баумана Евгений Юдин. - Закрываем прием. А они же нам не сообщают, в какие вузы прошли». В результате приемная комиссия сидит и ждет новых студентов. По истечении времени ожидания звонят домой первокурснику, и выясняется, что для учебы он выбрал другой вуз. Эта «воздушная подушка» мешает абитуриентам с аттестатами на руках поступить в институт из-за того, что сам вуз пока не может прямо сказать, есть ли для него место.

Конечно, не всем вузам понравились метания новоиспеченных первокурсников. Более того, в некоторых вузах уже издали приказ о зачислении и соответственно оригинальный аттестат попросту не отдают. В результате те факультеты, где по конкурсу был перебор, после зачисления третьей волны могут быть недоукомплектованы. По последним данным, в почти сотне государственных вузов на бюджетных отделениях еще остались вакансии. В них приемные комиссии работали до 31 августа.

Однако вопрос «Что делать?» остается открытым. Ректоры ведущих госвузов предлагают ограничить для одного человека количество специальностей и вузов для одновременного поступления. Еще одно нововведение, которое должно облегчить жизнь высшей школе в последующие годы, - это ограничение вступительной кампании двумя волнами. Однако министр образования и науки уверен, что в следующем году такого столпотворения у порогов приемной комиссии уже не будет, потому как люди успокоятся и привыкнут к свободе выбора. «Это проблема не вуза, а человека, который никак не может определить, чего ему хочется», - отметил Андрей Фурсенко.

Насколько он прав в своих предположениях, покажет время. А пока что новые первокурсники, с таким трудом пробившиеся сквозь толпы себе подобных к столу приемной комиссии, начинают постигать азы высшей школы жизни. Остается только надеяться, что, пробиваясь, они не забыли название факультета и будущей профессии.