Надо заставить детей задуматься над вопросами, интересными для них и одновременно важными для духовного становления личности ребенка.

Кажется, просто. Но учителя-словесники знают, что это далеко не так. С одной стороны, мы работаем с самым благодатным материалом: родным русским языком и литературой, а с другой стороны, практика показывает: уроки русского языка, к сожалению, не относятся к числу самых любимых...

Но ведь только родное слово нашего великого языка может заставить звучать различные струны души ребенка. Основным средством воспитательного воздействия на школьника было и остается слово - учителя, писателя. По-прежнему самое сложное в работе словесника - выбор дидактического материала: обучающего, воспитывающего, приглашающего к раздумью. Общаясь со школьниками определенного возраста, мы всегда остро чувствуем, над какими направлениями нравственного становления, духовного роста и развития их творческих возможностей необходимо работать. У пятиклассников, например, ощущается дефицит культурного общения, а в результате - элементарного такта, терпимости в отношении друг к другу. В то же время ребята этого возраста щедры душой, бескорыстны, открыты, способны к самопознанию и постижению окружающего мира. Они глубоко ранимы и очень восприимчивы к доброму слову, поступку, дружескому участию.

Уберечь ребят от излишне частого появления в наше сложное время «поперечных» мыслей - одна из труднейших задач современного учителя, старшего друга. Но как сделать это, избежав назидательности, бесконечных нравоучений, подавления личности? Безусловно, для этого необходима подлинная педагогика сотрудничества - явление скорее психологическое, чем дидактическое.

Подростки 12-15 лет испытывают огромную потребность в общении друг с другом. Но организация их жизни предполагает постоянное погружение в учебную деятельность, а не реализацию потребности в общении. Ученик ежедневно в течение 5-6 часов включен в школьную жизнь и 3-4 часа (в среднем) тратит на подготовку домашних заданий. Таким образом, из 16 часов активного времени более половины занимает учеба.

Поэтому просто необходимо, чтобы учебно-воспитательная ситуация способствовала развитию сферы общения школьников. Я это делаю через творческие работы учащихся.

Использую творческие работы нетрадиционных жанров, поощряю речевую импровизацию, употребление незапланированных индивидуальных языковых средств, стремление ребят к собственному узнаваемому стилю.

Эта работа в основном ведется на факультативах и во внеурочное время. Ее задачи - помочь ребенку лучше усвоить программный материал и заглянуть «за страницы учебника», совершенствовать навыки анализа различных фактов языка, расширять лингвистический кругозор, воспитывать языковое чутье и вкус, развивать индивидуальные творческие возможности, интегрировать полученные знания на внутри- и межпредметном уровнях.

Каждое занятие завершается творческой работой, которую каждый школьник выбирает из блока предложенных вариантов по собственному желанию. Объем также определяется ребенком самостоятельно. Созданные речевые произведения прочитываются автором на занятии и обсуждаются коллективно. Основной критерий творческого задания - оригинальность, нешаблонность речевого оформления.

Сочинение - тот вид деятельности учащихся, который оказывается одним из наиболее востребованных в эпоху развития глобальных коммуникаций. Звучит парадоксально - но что представляют собой и создание сайта, и общение в Сети с помощью чатов, как не самостоятельное составление завершенных, внутренне логичных текстов?

Осознание того, что любая служебная бумага - отчет, справка, рекомендация, докладная записка - это сочинение, что успех делового человека во многом зависит от его умения общаться по электронной почте, вызывает у учеников искреннее желание научиться создавать оригинальные тексты, грамотные и убедительные. В этом им помогает активная индивидуальная работа по развитию речи, которая дает ощутимые результаты.

Методика обучения сочинениям - тема необъятная. Я хочу рассказать о сочинениях на свободную тему.

Я убеждена, что творческие работы учащихся являются средством формирования коммуникативных умений, учат образному видению и логическому осмыслению виденного, учат понимать себя и других и, что самое главное, помогают осознать свое место среди людей.

В результате многолетней работы сложилась определенная методика.

Коротко ознакомлю с теми принципами, на которых она базируется.

Основной принцип - работа со всем классом, включение в нее всех учеников. Когда пишет каждый, каждый творит, никто никем не подавлен - каждый должен почувствовать свою силу, узнать свои способности.

Я считаю этот принцип самым важным, потому что, как правило, внепрограммная работа учителя-словесника - это литературный кружок. И меня всегда тревожило, что в кружок идут ребята, в которых литературные способности так или иначе уже пробуждены, и участие их в кружке увеличивает разрыв между ними и основной массой класса, создает у них иллюзию превосходства и прочие пороки элитарного самоощущения. И только когда кружок становится работой всех, он, переставая быть «кружком», объединяет весь коллектив вокруг общего дела. Но задач развития в каждом литературно-творческих способностей и на базе этого нравственного роста личности все-таки кружок не решает.

По моему глубокому убеждению, методика должна быть такая: весь класс получает одно задание, все поставлены в равные условия - и тот, кто блистает на уроках русского языка и литературы, и тот, кто обычно рта не раскрывает. И «вечно немые» у ищущего педагога могут как-то проявлять себя на уроке, расти, развиваться.

Второй чрезвычайно важный принцип, без которого нельзя работать по данной методике, - это глубокое взаимодействие учителя и ученика, построенное на взаимном уважении и подлинном, живом интересе друг к другу. При этом важно не уходить от острых проблем, волнующих молодежь, а смело ставить их и решать совместными усилиями.

Ученик должен быть уверен, что его высказывания никак не будут использованы против него: не будут опубликованы без его согласия, не будут прочитаны учителям, родителям.

Кроме того, это взаимодоверие нельзя построить, если глубоко не отдать себе отчета в том, что наше мироощущение не может и не должно быть идентично детскому. То, что для нас бесспорно, для ребенка часто не так. Надо уважать и любить детские выдумки.

В какой же последовательности давать темы? Нужно искать какие-то закономерности. Например, темы «космические» - «Земля», «Небо», «Солнце» - органичны для начала пути ребенка 5-6-го класса, постановка их и разрешение дают полную возможность внутренне определить себя в огромном, непостижимом мире.

Второй круг тем касается отношений ребенка с живым миром, окружающим его. Когда ребята пишут о животных, о цветах, они впервые пробуют понять, что они получают от тех, кто живет рядом, и что отдают им. Это первый разговор об обязанностях, причем возникает он в самих детских работах.

Сочинения, которые предлагаются ребятам, всегда требуют выработки собственной позиции. Дети сами ставят проблему и сами ее решают. Подготовленные предыдущими размышлениями «космического» охвата, они уже проблему взаимоотношения человека со всем живым на земле рассматривают глубже, не исключая ее философской стороны.

Непосредственно за сочинениями о связи человека с огромным миром удобно и необходимо дать темы об искусстве. Это «Этюд о книге», «Этюд о фильме», «Этюд о песне».

Следующий круг тем касается проблемы взаимоотношений ребенка («Я») и окружающего мира («Мы»). Первые темы этого круга требуют осмысления близких детям ситуаций: «Я и мы», «Верю - не верю», «Что бы я сделал, если бы...», «Люблю! Ненавижу!». Важно чтобы учитель давал тему, даже не намекая, что именно он хочет получить от детей. Только в таком случае ребята раскроются, не будет нарушена самостоятельность мысли.

Последний круг тем ставит конкретные нравственные проблемы: «Люди», «Какой я человек», «Что такое хороший человек», эссе о совести, долге, мечте и т. д.

Таким образом, темы располагаются как бы по спирали: мироздание, живой мир, искусство, «Я и мы», нравственные проблемы. Причем в следующие годы работы систематически, по спирали, повторяются и на каждом возрастном уровне наполняются новым содержанием. Сочинения становятся более взрослыми, более серьезными, более глубокими.

Опыт показал, что практически такую работу можно начать в любой момент, и, сколько бы она ни продолжалась, пользу принесет обязательно.

Как оценивать творческие работы? Переходить к анализу неудач можно только тогда, когда в классе сложится по-настоящему зрелая аудитория, когда неудача товарища ничем, кроме урока, и ему, и другим не может стать. Стараюсь, чтобы материал для анализа неудач брался из работ сильных учеников, у которых есть и успехи.

Неудачи средних учеников или тех, кто по складу характера не способен взглянуть на себя со стороны, кто легко раним, не анализируются публично никогда.

Разбирая же работы индивидуально, делаю это с учетом потенциала, с учетом того, что хотел сказать человек, но пока еще не сумел.

Творить по заданию может не каждый и не всегда. Бывает, нет настроения, или тема чужда и не захватывает, или не умеешь еще писать... В младших и средних классах оправдывает себя такой нехитрый прием, как предложение порисовать на эту или другую тему.

Собственный рисунок вносит в учебный процесс разнообразие и занимательность, повышает интерес ребят к изучению русского языка, создает на уроке эффект новизны, организует новую речевую ситуацию и тем самым мотивирует составление речевого произведения, использование учащимися образно-выразительных средств языка, эмоционально-оценочной лексики.

Однако развивать исключительно наглядно-образное мышление недостаточно (тем более оно у школьников начального и среднего звена достаточно хорошо развито). Наряду с образным необходимо развивать и словесно-логическое мышление. Этому способствует анализ текста. Поэтому вместе с рисунком мы используем на уроке текст: анализ «чужого» текста и создание своего высказывания. Составление связного рассказа, подготовка плана, выделение главного и второстепенного тренируют школьников в применении таких сложных форм умственной деятельности, как анализ, синтез, обобщение, внутренний план действий, рефлексия.

Рисунок, созданный ребенком к тексту, положительно воздействует на развитие познавательных процессов. В свою очередь развитие познавательных процессов имеет немаловажное значение для совершенствования речевых механизмов, которые являются психологической основой формирования коммуникативных умений.

Творческая атмосфера, состояние общего возбуждения играют при написании сочинений громадную роль. Такая атмосфера может сложиться сама по себе, когда тема по какой-то ассоциации оказалась очень близкой классу (например, в классе произошла ссора - пишем о терпимости, дружбе, умении прощать и др.). Но зачастую учитель должен сам создать нужную атмосферу. Формой такой подготовки может быть чтение интересного рассказа или статьи.

Для того чтобы стимулировать работу, лучше предложить несколько вариантов тем или неконкретные темы, например «Мое самое-самое». Вот названия работ: «Мой самый любимый предмет, день, праздник, учитель, человек...», «Я люблю бродить в лесу», «Я и тишина», «В мире музыки», «Наедине с книгой» и т. д.

Написание сочинения - это только начало работы. Обсуждения, как правило, становятся либо диспутом по нравственным проблемам, либо разбором литературных достоинств и недостатков работ, а чаще тем и другим вместе.

Работа с творческими сочинениями, в том числе диспуты и выпуск журнала, дает возможность ребятам свободно развиваться, готовит учащихся к полноценному общению в устной и письменной форме.

Валентина БАЙКАЛОВА, учитель русского языка и литературы, директор лесоперевалочной средней школы №2, с. Бельтирское, Республика Хакасия