Цель: выработать оптимальные форму и содержание экологической акции «Это в наших силах».

Задачи

1. Активизировать творческое мышление учеников.

2. Формировать умение анализировать средства массовой информации, учебную и научно-популярную литературу.

3. Развивать активность учащихся.

4. Вырабатывать способность практически оценивать различные точки зрения путем их сопоставления.

5. Учить навыку поиска оптимальных вариантов решения проблемы.

Подготовительная работа: учащимся заранее было дано задание принести газеты, журналы с любыми объявленными акциями, подготовить сообщение об экологических акциях, принести альбомы для эскизов и фломастеры или краски. Заранее сформулирована проблема - «Почему человек губит себя сам, не задумываясь о последствиях своих действий, о жизни и здоровье своей семьи?», которую следует решить мозговым штурмом.

На уроке два ученика назначаются консультантами, в их обязанности входит предоставление дополнительной информации о различных акциях, их целях, задачах и способах проведения. Консультанты должны заранее сами подобрать информацию.

Порядок проведения игры

1. Педагог назначает лидеров групп. Лидеры разбивают свои группы на пары или тройки. Задача каждой группы - выдвинуть идею по теме экологической акции «Это в наших силах». Все идеи фиксируют лидеры. В результате предлагается несколько акций.

Каждая группа обсуждает акции и прогнозирует ситуацию, которая сложится в результате принятого решения. После обсуждения лидер докладывает результат. Предлагает несколько акций, способы их проведения, прогнозирует ситуацию после выполнения. При этом члены других групп могут задавать вопросы выступающему.

2. Консультанты по мере необходимости дают дополнительную информацию рабочим группам и оценивают предложенные акции по следующим критериям:

- за научную верность решения -

5 баллов;

- за обоснование решения - 3 балла;

- за правильное прогнозирование ситуации после окончания акции -

3 балла.

Выбирают одну наиболее понравившуюся акцию.

Учитель наблюдает за ходом деловой игры, определяет временные рамки каждого этапа, назначает лидеров и консультантов, разрабатывает критерии оценки, настраивает учеников на активное мышление, направляет слушателей на поиск нестандартных решений, формирует умение школьников извлекать пользу из различных мнений и суждений, мыслить одновременно в нескольких направлениях, создает обстановку интеллектуального напряжения.

В заключение педагог высказывает свое мнение, подводит итоги.

Надежда БАЗЕЛЮК, учитель биологии средней школы №4, кандидат философских наук, Ахтубинский район, Астраханская область