Программа Б.М.Неменского.

Задачи

1. Продолжить формировать навык определения средств художественной выразительности.

2. Развивать творческое мышление и способность оценивать данное произведение.

3. Воспитывать чувство сострадания к героям художественного произведения.

Оборудование: для учащихся - кисти, гуашь, листы ватмана; для учителя - фотоаппарат, компьютер, экран.

Ход урока

Учитель: Ребята вам знакомо слово «сопереживание»?

Ответы детей.

Учитель: Что вы вкладываете в это понятие?

Ответы детей.

Учитель: На экране вы видите картину Василия Перова, а я вам прочитаю стихотворение Николая Некрасова «Плач детей» (фоном звучит музыка «Токката и фуга ре-минор» И.С.Баха).

Плач детей

Равнодушно слушая проклятья

В битве с жизнью гибнущих

людей,

Из-за них вы слышите ли, братья,

Тихий плач и жалобы детей?

«В золотую пору малолетства

Все живое счастливо живет,

Не трудясь, с ликующего детства

Дань забав и радости берет.

Только нам гулять не довелося

По полям, по нивам золотым:

Целый день на фабриках колеса

Мы вертим - вертим - вертим!

Колесо чугунное вертится,

И гудит, и ветром обдает,

Голова пылает и кружится,

Сердце бьется, все кругом идет:

Красный нос безжалостной

старухи,

Что за нами смотрит сквозь очки,

По стенам гуляющие мухи,

Стены, окна, двери, потолки, -

Всё и все! Впадая в исступленье,

Начинаем громко мы кричать:

- Погоди, ужасное круженье!

Дай нам память слабую собрать! -

Бесполезно плакать и молиться,

Колесо не слышит, не щадит:

Хоть умри - проклятое вертится,

Хоть умри - гудит - гудит - гудит!

Где уж нам, измученным

в неволе,

Ликовать, резвиться и скакать!

Если б нас теперь пустили в поле,

Мы в траву попадали бы - спать.

Нам домой скорей бы

воротиться, -

Но зачем идем мы и туда?..

Сладко нам и дома не забыться:

Встретит нас забота и нужда!

Там, припав усталой головою

К груди бледной матери своей,

Зарыдав над ней и над собою,

Разорвем на части сердце ей...»

Учитель: Что вы почувствовали, слушая стихотворение, музыку и смотря на эту картину?

Ответы детей.

Учитель: Ребята, а я почувствовал горе и отчаяние в детских словах. А как бы вы назвали эту картину?

Ответы детей.

Учитель: Художник Перов назвал эту картину «Тройка». Как вы думаете, почему?

Ответы детей.

Учитель: С большим художественным мастерством переданы в картине страдания и муки детей, которых заставляют выполнять непосильную работу. Выбивается из сил девочка лет девяти в изношенном ватном пальтишке. Из-под полы, отброшенной встречным ветром, виднеется легкое ситцевое платье. На голове старый, ветхий платок. Волосы растрепаны и откинуты порывом ветра назад. Лицо бледное, измученное. Сильно нагнувшись вперед, еле передвигает ноги мальчик со страдальческим лицом. Он еще слишком мал и слаб, чтобы тянуть такую лямку: он задыхается, открыл рот. Жалкая, с чужого плеча одежонка не греет исхудавшее тело. Средний мальчик - постарше; его рваный зипун и старенький картуз совсем не греют, не добавляет тепла и платок на шее, концы которого треплет ветер. Этот подросток немного посильнее остальных. Но на лице уже усталость и страдание.

Эти дети отданы в ученики мастеровому, который не столько учит их ремеслу, сколько заставляет выполнять самую тяжелую работу по хозяйству.

Лишь крошечная доля радости досталась им - это Жучка, бегущая впереди «тройки». Жучка, единственный друг детей, всегда готова защитить их.

Жалко таких ребятишек, правда? А ведь важно не только пожалеть, посочувствовать, сопереживать этим обделенным детям. Важно им помочь. Очень часто наша помощь нужна окружающим нас людям, а мы не замечаем этого. Достаточно просто оглянуться вокруг - может, я могу помочь?

Я всем предлагаю встать в круг. Представьте себе, что самолет, на котором мы летим, потерял управление и через несколько минут произойдет катастрофа. Но у вас есть шанс спастись. Вам будут выданы парашюты. (Учитель раскладывает листы бумаги в центре круга.) Одна беда: парашютов не хватает на всех пассажиров. По моему сигналу (хлопку) вы должны взять парашюты. Те, кто взял парашюты, выходят через «люк» (два стула) и садятся на свои места. А теперь прошу всех высказаться, почему вы взяли парашют? Те, кому их не хватило, объясните, почему парашюты должны были достаться именно вам.

Ответы детей.

Учитель: Сейчас мы с вами создадим рисунки в группах, эта работа коллективная, и вы будете работать вместе. Сюжет найдите и продумайте самостоятельно. Подумайте: кто страдает вместе с вами? Чью боль вы слышите? Как выразить это в рисунке, чтобы и зритель понял и почувствовал сострадание?

Ребята, теперь представьте свои коллективные работы. Как бы вы их назвали?

Ответы детей.

Учитель фотографирует детские работы и вставляет их в презентацию Power Point .

На экране картина В.Перова «Тройка» и три творческие работы.

Учитель: Что общего в ваших работах и картине художника Перова?

Ответы детей.

Учитель: Посмотрите, ребята, как много нам с вами могут сказать картина, стихотворение, музыка! Произведения искусства могут нас волновать, не оставлять равнодушными лишь при условии, что мы их понимаем, сопереживаем вместе с автором.

Учитель подводит итог урока, дает качественную оценку детской деятельности, хвалит коллективные работы детей и читает стихотворение Расула Гамзатова.

Ты счастлив тем,

что многие года

Живешь спокойно с

бурями не споря,

Друзей не знаешь,

то есть никогда

Ни с кем не делишь

радости и горя.

Но если даже прожил

ты сто лет,

И голова, как мудрость,

поседела,

Тебе при людях

говорю я смело,

Что не родился

ты еще на свет.

Евгений СИМАКОВ, учитель изобразительного искусства средней школы №6 города Амурска, победитель XI конкурса «Сто друзей», Хабаровский край