Принимая позицию, что качество знаний является интегральной оценкой качества учебно-воспитательных процессов и качества условий осуществления этих процессов, а также что в современном мире нельзя оценивать качество образования только по качеству знаний, мы вели планомерную работу по созданию системы оценки качества образования. Основными этапами ее развития стали:

2001 год - реализация проекта «Формирование современных профессиональных компетентностей педагогических работников на муниципальном уровне» (Институт «Открытое образование», проект «Реформа образования в России. Общее образование»);

2002-2003 год - апробация научно-методических разработок по комплексной оценке качества образования на муниципальном уровне (Институт управления образованием РАО);

2004-2005 год - постоянно действующий проблемный семинар «Разработка и апробация критериев оценки готовности образовательных учреждений к формированию общих компетентностей учащихся»; реализация проекта «Методика анализа учебных программ»;

2006-2007 год - экспериментальная площадка «Апробация кластерной методики оценки качества образования» (Центр качества образования АСОУ); разработка критериев оценки качества в рамках кластерной модели для учреждений дошкольного и дополнительного образования.

Эта работа в полной мере подготовила нас к реализации комплексного проекта модернизации образования и государственного образовательного стандарта второго поколения - стандарта «трех Т».

Наиболее актуальной и срочной работой в связи с введением новой системы оплаты труда, предусматривающей стимулирующую часть фонда оплаты труда, стала разработка критериев и показателей качества и результативности труда педагогических и руководящих работников. Основываясь на рекомендациях Министерства образования Московской области, Центра качества образования Академии социального управления, муниципальных координаторов, мы разработали свою систему критериев и показателей качества и результативности труда педагогических и руководящих работников общеобразовательных учреждений.

В настоящее время, проанализировав опыт распределения стимулирующей части ФОТ, мы разрабатываем муниципальное положение об оценке результативности деятельности учителя, которое можно будет применять и при распределении стимулирующей части ФОТ, и при выявлении лучших учителей в рамках ПНПО, и при аттестационных процедурах.

По результатам кластеризации были выявлены проблемы и определены задачи, стоящие перед каждым образовательным учреждением.

Важнейшим направлением деятельности в системе оценки качества образования Московской области и нашего города служит исследование внеучебных достижений школьников. В этом направлении систематические работы только начинаются, тем не менее апробирован блок показателей внеучебных достижений обучаемых в рамках кластерной модели оценки состояния образовательных систем.

Центром качества образования АСОУ проведены полевые этапы двух исследований внеучебных достижений учащихся (в которых мы принимали участие) - оценка социальной толерантности и социальной компетентности учащихся старших классов. Исследования по оценке социальной толерантности актуальны для нашего региона, и в частности для нашего города, в связи с высоким коэффициентом миграции населения. В школах города обучается значительное число детей из семей мигрантов (13 процентов), многие из которых плохо говорят или совсем не знают русского языка. Это приводит не только к снижению показателей качества учебных результатов, но и к серьезным проблемам во взаимоотношениях учащихся. Оценка индивидуальных учебных и внеучебных достижений учащихся становится центральным звеном всей системы оценки качества образования. Для нас одной из основных задач 2008-2009 учебного года стала разработка инструментария, методик оценки этих аспектов качества образования, системы портфолио учащихся на муниципальном уровне.

Большое значение для создания муниципальной системы оценки качества образования имеет переход к аккредитации образовательных учреждений с учетом качества образования.

Центром качества образования АСОУ разработаны примерные требования к образовательной программе общеобразовательных учреждений различного вида, показатели качества освоения образовательной программы, дающие возможность претендовать на присвоение повышенного статуса - лицея, гимназии. Жители Ивантеевки входят в рабочую группу, в которую представили результаты реализации проекта «Методика анализа учебных программ».

Одним из направлений деятельности в системе оценки качества образования служит содействие повышению квалификации работников системы образования, принимающих участие в процедурах оценки качества образования, и подготовка общественных экспертов, принимающих участие в процедурах оценки качества образования. На базе методического центра Ивантеевки, который стал ресурсным центром зонального объединения, организуется курсовая подготовка по обучению специалистов по мониторингу и оценке качества образования, как и по другим направлениям КПМО. Специалисты центра и представители школьных стратегических команд прошли подготовку в АСОУ и стали тьюторами.

Совместно с Академией социального управления подготовлены программы и учебно-методические материалы для разных целевых аудиторий - муниципальных координаторов системы оценки качества образования Московской области; членов школьных стратегических команд по проблемам управления качеством образования, мониторинга и статистики образования; экспертов в области лицензирования и аккредитации образовательных учреждений.

Ольга ПОПЕНКОВА,

директор методического центра

Ивантеевка