Статфакт

5 пунктов президентской инициативы

1. Возможность раскрыть способности, подготовиться к жизни. Обновленное содержание образования. Новое поколение образовательных стандартов.

2. Разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности.

3. Система стимулов для лучших педагогов, постоянного повышения их квалификации, пополнения новым поколением учителей.

4. Новые принципы работы школ, порядок их проектирования, строительства и формирования материально-технической базы. Находиться в школе должно быть комфортно.

5. К каждому ученику - индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения.

В развитии каждой из подсистем системы оценки за время участия региона в проекте произошли значительные изменения. Так, всеобщая компьютеризация общеобразовательных учреждений, подключение их к сети «Интернет» позволили начать переход к качественно новым автоматизированным способам сбора и обработки информации о качестве образования, формированию пополняемого on-line банка данных по всем направлениям оценки качества образования - условий, процессов, результатов. В недалекой перспективе логическим завершением этого процесса и вместе с тем отправной точкой нового этапа развития станет региональная система электронного мониторинга системы образования Московской области.

За время участия в комплексном проекте модернизации значительно укрепилась экспертно-аналитическая подсистема. Сама логика развития РКПМО построена на постоянном анализе происходящих изменений, своевременной коррекции курса. Достижения в этом направлении в первую очередь связаны с формированием мощной ассоциации экспертов не только регионального, но и федерального уровня, объединением аналитических возможностей структурных подразделений Министерства образования Московской области и регионального оператора РКПМО - Академии социального управления.

Вместе с тем дальнейшее развитие системы оценки качества образования Московской области невозможно без повышения квалификации и аналитического потенциала работников системы образования и специалистов, занимающихся вопросами оценки качества образования, особенно на школьном и муниципальном уровнях. Эта задача может быть решена с помощью создания системы кадрового обеспечения оценки качества образования и востребованности образовательных программ.

Одним из важнейших направлений работы по развитию региональной системы оценки качества образования стало совершенствование нормативно-правовой базы. В конце 2007 года был разработан и принят основополагающий нормативный документ - Положение о системе оценки качества образования Московской области. В нем были закреплены цели, задачи, принципы, процедуры и инструменты оценки качества образования, направления информационных потоков, определена организационно-функциональная структура СОКО МО. Также в 2007 году были разработаны и утверждены комплекс показателей СОКО МО и методика их расчета, приняты нормативные документы, определяющие регламент функционирования.

Оценка качества образования подразумевает оценку образовательных достижений обучающихся, качества образовательных программ, условий реализации образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении, деятельности всей образовательной системы региона и ее территориальных подсистем.

Одно из важнейших нововведений, давшее серьезный импульс к переходу от рассуждений о новом качестве образования к практической работе, - введение новой системы оплаты труда, предусматривающей стимулирующую часть фонда оплаты труда, которая должна распределяться с участием органа общественного управления именно по результатам труда с учетом его качества.

В области разработана оригинальная система критериев и показателей качества и результативности труда педагогических работников, в основе которой лежат измеряемые или экспертно оцениваемые образовательные достижения обучаемых: качество освоения учебных программ, динамика учебных и внеучебных достижений учащихся, результативность участия в олимпиадах, конкурсах, работа по привлечению учащихся к дополнительному расширенному, углубленному изучению предмета.

Во всех школах на основе примерных критериев и показателей разработаны и приняты положения о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда педагогических и руководящих работников. Важнейшим эффектом введения стимулирующей части ФОТ является то, что в сознании педагогических работников и руководителей формируется понимание, что уровень заработной платы теперь действительно зависит от их собственных усилий и результатов труда. Распределение стимулирующей части ФОТ происходит с участием общественности, что делает школьные советы управляющими на деле, а не на бумаге.

Вместе с тем на этом пути есть еще серьезные трудности и риски. Проблема состоит в том, что представление о результатах своего труда только в виде ЗУНов очень глубоко укоренилось среди большинства учителей. Современное же представление о качестве образования включает в состав индивидуальных образовательных результатов помимо ЗУНов еще и ключевые компетентности, социальный опыт, которые слабо учитываются в оценке результативности труда учителя. Это и понятно - вышеназванные результаты пока не входят в стандарты, программы, не проверяются с помощью специальных КИМов, учителей не готовят формировать и учитывать их в своей работе. Меняется сама роль учителя: он больше не транслятор знаний и не главный эксперт в области достоверного и полного знания. Он призван облегчить ученику задачу приобретения знаний (уметь учиться), оценки их достоверности и полноты (критическое мышление), выстраивания собственной образовательной и жизненной траектории (стратегическое мышление и самоопределение), умения жить в социуме и решать проблемы, возникающие на жизненном пути. Необходимы другие компетенции, которыми многие учителя не обладают. Критерии для распределения стимулирующей части ФОТ, учитывающие эти индивидуальные внеучебные результаты, могут и должны стать инструментом формирования новых компетенций учителя, проявляющихся в каждодневной педагогической практике. Отсюда вытекает стратегическая задача подготовки и переподготовки учительских кадров в парадигме нового понимания качества образования.

Мониторинг порядка распределения стимулирующей части ФОТ, проведенный в 2008 году Центром качества образования Академии социального управления, показал, что большинство школ взяли за основу рекомендации, утвержденные Министерством образования Московской области.

Еще одним инструментом, стимулирующим новое качество образования, может быть аттестация педагогических кадров. Как известно, в Московской области разработана новая модель аттестации, процедуру которой составляют: мониторинг профессиональной деятельности учителя; оценка профессиональной деятельности педагогической общественностью; оценка профессиональной деятельности непедагогической общественностью; самооценка. В основе критериев в новой модели аттестации лежат позитивная динамика учебных достижений обучающихся, позитивные результаты внеурочной деятельности, позитивные результаты деятельности классного руководителя, использование современных образовательных технологий, обобщение и распространение собственного педагогического опыта, повышение квалификации, профессиональная переподготовка, обучение в аспирантуре, участие в муниципальных, региональных и всероссийских профессиональных конкурсах.

В 2008-м подготовлен пакет проектов нормативных документов, необходимых для внедрения в практику новой модели аттестации педагогических и руководящих работников общеобразовательных учреждений с учетом качества образования, разработаны и опубликованы методические рекомендации по ведению мониторинга профессиональной деятельности и формированию портфолио учителя.

В регионе в 2008 году работа была направлена на выявление положительного опыта образовательных учреждений по формированию и оценке компетентностных результатов образования детей разных ступеней образования, по усилению роли самостоятельной работы, применению деятельностных методов обучения, направленных на формирование ключевых компетенций. Такой опыт был представлен участникам четвертой областной научно-практической конференции «Развитие системы оценки качества образования Московской области» в ноябре 2008-го и опубликован в сборнике «Проблемы оценки качества образования. Опыт пилотных площадок Центра качества образования».

Стратегическими задачами следующего этапа развития СОКО МО в условиях введения стандартов нового поколения являются разработка методики и инструментария для измерения внеучебных достижений, организация и проведение эксперимента по внедрению системы их объективного учета (разработка системы требований к оформлению и ведению портфолио образовательных достижений, включая надпредметные, а также личностные достижения обучающихся; разработка технологии оценивания и рекомендаций по применению результатов), разработка предложений по введению новых форм аттестации учащихся с учетом внеучебных достижений.

Современная система оценки качества образования включает в себя не только оценку индивидуальных образовательных достижений учащихся, образовательных программ, но и оценку состояния образовательных учреждений и их территориальных систем - муниципальных и региональных. Причем система оценки становится все более комплексной, поскольку учитывает не только учебные и внеучебные достижения учащихся, но и условия реализации и уровень организации образовательного процесса.

Впервые в Московской области такая комплексная оценка состояния муниципальных образовательных систем на основе единых инвариантных показателей, отражающих качество образовательных ресурсов, процессов и результатов, была проведена в 2007 г. По всем используемым показателям были рассчитаны их средние региональные значения, необходимые как ориентиры для многих процедур оценки качества образования как на школьном, так и на муниципальном и региональном уровнях. В соответствии с разработанной Центром качества образования Академии социального управления методикой была проведена кластеризация всех муниципальных образований по показателям качества условий, процесса и результата. Это дало полную картину состояния муниципальных образовательных систем, выявило как характерные общие проблемы каждого кластера, так и специфические проблемы каждого муниципального образования Подмосковья. Результаты этой работы предоставили возможность каждому муниципалитету, проанализировав свое положение в кластерной модели, причины попадания в тот или иной кластер, разработать и осуществить систему практических мер по повышению качества образования в своем муниципалитете.

Логическим продолжением этой работы служит анализ состояния муниципальных и школьных образовательных систем, проведенный Центром качества образования Академии социального управления в 2008 году. Кластеризация школ и муниципалитетов позволила не только получить картину состояния муниципальных образовательных систем, но и провести динамический анализ изменений, произошедших как на муниципальном, так и на региональном уровне системы образования Московской области. Институциональным эффектом этой работы стало то, что кластерная модель стала признанной единой основой для оценки состояния образовательных систем во всех муниципалитетах, что зафиксировано в резолюции областной научно-практической конференции.

Владимир СОЛДАТОВ,

руководитель Центра качества образования Академии социального управления