В конкурсе этого года участвовало 18 игровых и анимационных лент из 11 стран - США, Польши, Белоруссии, Франции, России, Литвы и Японии. Руководитель кинофестиваля, генеральный директор Молодежного детского центра «Артек» Борис Новожилов и генеральный продюсер кинофестиваля, президент Академии детского и молодежного фильма Виктория Лукина, учитывая опыт прошлого года, когда кино о детях и для детей оказалось и слишком грустным, и несколько агрессивным, решили представить более оптимистичные жанры - сказки, фэнтези, лирические и авантюрные комедии. Кроме того, они постарались, чтобы кинофестиваль стал отчасти делом семейным и по показанным фильмам, и по составу гостей и участников фестиваля. С дочками и мужем, телеведущим и кинорежиссером Александром Стриженовым, приехала в Артек президент фестиваля актриса и телеведущая Екатерина Стриженова, актер Игорь Верник был вместе с сыном и братом - известным телерадиоведущим Вадимом Верником, с дочкой приехал популярный актер Марат Башаров, с дочкой, известным художником-дизайнером Екатериной Леньковой, участвовал в работе фестиваля народный артист России Александр Леньков, известный не только своей ролью скромного влюбленного в фильме «Зимняя вишня», но и как актер, переигравший в кино и театре десятки сказочных персонажей - волшебников, гномов и даже Бабу-ягу... А вот знаменитая Пуговка из телесериала «Папины дочки» - Катя Старшова, выступившая на кинофестивале в роли соведущей церемоний открытия и закрытия артековского кинофорума, - сама возглавила семейную делегацию, состоявшую из мамы и бабушки. Кстати, она оказалась чуть ли не самой популярной персоной этого события. Популярной, милой, улыбчивой и одновременно очень серьезной. На вопросы журналистов отвечала, что не собирается быть актрисой, а хочет стать доктором, что любит макароны и рисовать.

Стоит сказать и о том, что семейственность не стала в Артеке праздным «междусобойчиком». Братья Верники провели мастер-класс «Телеведущий и телесочиняющий», пока Александр Леньков работал с ребятами над постановкой сказки «Золушка», Екатерина Ленькова давала мастер-класс по дизайну «Сувенир из Артека своими руками», проводили мастер-классы телеведущий Леонид Якубович, Екатерина и Александр Стриженовы, актрисы Ольга Прокофьева и Виктория Исакова, прошли в Артеке творческие встречи с юными зрителями актеров Марата Башарова, Гоши Куценко и корифея театра и кино Льва Дурова.

На одной из встреч со Львом Константиновичем Дуровым мы посетовали на то, что спор о детских театрах, возникший на гребне перестройки, - должны ли их спектакли быть спектаклями о детях, с юными персонажами, с детскими историями, или просветительскими, то есть включающими самый широкий охват классической литературы и драматургии, - в итоге вылился в то, что с «водой выплеснули и ребенка». Исчезла драматургия для детских театров, да и сами театры юного зрителя во многих городах исчезли. Кстати, в детских театрах работали такие режиссеры, как Наталья Сац, Георгий Товстоногов, Анатолий Эфрос, драматург Виктор Розов, актеры Валентина Сперантова, Олег Ефремов, Лия Ахеджакова, Ольга Волкова, да и сам Дуров... Сегодня в отечественном кино происходит нечто сходное. Или некая абракадабра со спецэффектами, или «чернушная» драма с подростками-садистами и ободранными сиротками. И это надо. Но и просто умные фильмы с тактичным отношением к детской психике и к их еще не сформировавшемуся художественному вкусу, где они? Фильмов уровня «Осторожно, черепаха!», «Три толстяка», «Чучело», «Доживем до понедельника» нет ни у нас, ни в Украине, ни в Белоруссии.

Правда, Белоруссия была представлена в Артеке лентой «Новогодние приключения в июле» - музыкальным фильмом-комиксом, соединившим игровое «реалистическое» кино с компьютерной графикой, забавной лентой с героем, попадающим в виртуальный мир. Любопытная по своей «картинке» и музыкальному фону лента с незамысловатым сюжетом, не более... Российская лента «Фига.Ро» - комедия с бизнесменами и спецслужбами, только в силу своей наивности и легкости стиля могла быть отнесена к детскому кино. А вот наша приключенческая лента «Мальтийский крест» режиссера Николая Глинского благодаря замечательному каскадеру Александру Иншакову была воспринята артековской публикой на ура.

Необходимо сказать, как и на прошлых артековских киносмотрах, на этом фестивале работало два жюри - профессиональное и детское. Таким образом, в голосовании участвовали все ребята, отдыхающие в Артеке: каждый отряд этого городка у моря - «Кипарисный», «Лазурный», «Лесной», «Морской» и т. д., выбирал в жюри своих представителей, которые обсуждали фильмы и между собой, и в своих отрядах, подсчитывали голоса за лучшую картину и за лучших исполнителей. (Для справки: каждый киносеанс в Артеке собирал три с половиной тысячи зрителей.) Дети оценивали кино по восьми номинациям, в которых были и такие критерии, как самый добрый и самый мудрый фильм. Взрослое жюри состояло из людей самых разных киношных профессий - кинодраматурга и юмориста Вадима Жука, кинорежиссера анимационного кино Ивана Максимова, народной артистки Украины Раисы Недашковской, актеров Марата Башарова и Гоши Куценко, молодой актрисы Виктории Исаковой, известной по фильмам «Остров», «Охота на пиранью» и «Братья Карамазовы», и др. Приятно, что выбор артековских ребят и профессионалов даже если и не совпадал абсолютно, отражал их общую симпатию к той или иной ленте. Как одно, так и другое жюри из представленных лент выделило четыре: красивую эффектную ленту-фэнтези «Тайна Мунакра» (Франция - Великобритания - Венгрия) о тринадцатилетней девочке-сироте, попавшей в дом, полный тайн и загадок, узнавшей, что она последняя из Лунных Принцесс и должна сохранить историю своего рода, исправив ошибки предшествующих поколений; американскую современную комедийную ленту «Сказки на ночь», российскую комедию с элементами мелодрамы «Привет, киндер!» (реж. Милена Фадеева). Фильм «Привет, киндер!» о семнадцатилетней Лерке, которая, живя под опекой строгой бабушки, отправляется на поиски матери в Москву. Здесь она узнает, что у нее есть младший братик, а мама находится в больнице. И Лерке пришлось быстро повзрослеть, стать добрее, мудрее и научиться прощать, научиться быть ответственной за своих близких. Гран-при артековского кинофорума была удостоена польская лента-мелодрама «Штучки», а исполнителя главной роли Штефека - Дамиана Уля детское жюри назвало лучшим мальчиком-актером. Герой фильма Штефек никак не может понять, почему их отец оставил семью, бросил его мать ради другой женщины. Лента очень нежная, тонкая, хотя ее диалоги и ситуации - это смех сквозь слезы. Исполнитель главной роли Дамиан Уль присутствовал на кинофестивале. И хотя Дамиан несколько повзрослел, став после этого фильма, вышедшего на польские экраны два года назад, одним из самых «востребованных актеров», он, выходя на сцену за призом, а затем и отвечая на вопросы журналистов, смущался, растерянно улыбался, но был явно рад награде - искусно выполненной из меди «старинной» бригантине.

И последнее, чем я хочу поделиться из того, что узнал на этом кинофестивале. Если вы знаете, то простите. Мне объяснили, почему так мало у нас детского кино и почему его снимать не выгодно. Большинство современных фильмов финансируется телеканалами. А по существующим нормам разбивать рекламой детские ленты и программы запрещено. Я не встречал еще людей, кому бы нравилась реклама, но что же у нас все шиворот-навыворот - улучшая кинопоказ детского кино по ТВ, одновременно убиваем его. Придумайте что-либо, господа, напрягите свои высокие, ответственные министерские, законодательные и телевизионные умы. Ведь иначе не только мы «Синей птицы» не поймаем, но и вы своего журавля в небе проглядите.