Нестандартные формы урока не применял только ленивый. Уроки-суды, концерты, путешествия, конкурсы, спектакли - чем не разнообразие? Главное, чтобы форма не затмила содержание. Для меня бесконечным источником нестандартных форм проведения уроков является телевидение. На уроке скандальное «Пусть говорят» превращается в серьезный диспут по драматургии

А.Н.Островского. Идея передачи «Кто умнее пятиклассника» помогает в проведении контрольных уроков для пяти-, шести- и даже десятиклассников. Даже обычное правило может превратиться в рецепт из «Смака», а отвечающий - в Ивана Урганта.

С интересом включаются мои ученики в циклы уроков с элементами соревнования. Происходит это примерно так. Перед изучением темы, рассчитанной на несколько уроков, класс делится на команды. На каждом уроке команда зарабатывает определенное количество баллов. Они складываются из оценок за домашнее задание, знание теории, выполнение разных видов работ и творческую инициативу. Все баллы вписываются в экран соревнования. Выводится предварительная итоговая сумма. И вот наступает решающая «битва» - финальный урок... И нет даже намека на однообразие в изучении темы!

Применение компьютерных технологий - презентаций, проектов, тестов, интерактивных игр - внесет в любой урок оригинальность.

И еще один секрет. Улыбка учителя, его доброе отношение к детям не дадут урокам быть однообразными!

2. Давайте вдумаемся в суть слова «мероприятие». По своей сути это «принятие мер». Честно говоря, и учителям не хочется, чтобы к ним меры применяли. А если это самое «МЕРоПРИНЯТИЕ» заменить интересным ДЕЛОМ, и не только по названию, но и по содержанию, то детей из-под палки гнать не нужно будет – они сами прибегут!

Предлагаю рожденные собственным опытом и очень простые советы для успешного проведения внеклассных дел.

1. Дело должно быть интересным. Самая скучная тема станет увлекательной, если ею заинтересуется учитель и «заразит» своим интересом учеников. Учитель, сам не берись за дело из-под палки!

2. Не может человек не быть заинтересованным в деле, которое готовит сам, поэтому в подготовке встреч, вечеров, конкурсов, праздников, классных часов нужно задействовать как можно больше ребят.

3. Каждое дело должно оставаться в памяти. Фоторепортаж с места событий, стенгазета отзывов, видеосюжет, компьютерная презентация, награда каждому участнику (и не так уж важно, диплом это или шуточная медаль), письменные благодарности задействованным в подготовке дела. Стоит только проявить фантазию – и ваши дети, любуясь на плоды собственного труда, не смогут отказаться от участия в новых делах и свершениях.

4. Не организовывать дело для галочки. А если без галочки в отчете уж никак не обойтись, то начинай с пункта первого: дело должно быть интересным!

3. Одно из направлений решения этой проблемы – воспитание у юного человека отношения к компьютеру как к помощнику и источнику получения новых знаний. И тут роль первой скрипки может взять на себя учитель.

Сразу исключаем принцип: «проект ради проекта, презентация ради модного применения ИКТ». Любая форма работы с компьютером не цель, а всего лишь форма работы, которая помогает открывать новые горизонты знаний, развивает личность ребенка, делает его уверенным, мыслящим, стремящимся вперед.

Из наиболее интересных и особенно заинтересовавших ребят форм работы с компьютером могу предложить следующие.

Творческий проект «Жизнь одного стихотворения». К традиционному «выучить наизусть» добавляется презентация-иллюстрация с музыкальным сопровождением. Самое главное - стихотворение увидеть и услышать. И, конечно же, узнать и поведать другим его творческую историю, особенности языка и композиции.

Девять лет с учениками выпускаем школьное печатное издание - газету. Работа находится для всех: для технарей, художников и лириков.

В прошлом году создали лингвистический сайт. У каждого из девятиклассников там есть своя страница: «В мире фразеологизмов», «От аза до ижицы», «В каждом слове загадка» и т. д.

Не секрет, что компьютер наши ученики осваивают гораздо быстрее, чем мы. Организовывая разумное общение детей с компьютером, обожаю наблюдать, когда после моих слов: «У тебя получается намного лучше, чем у меня» - ребячьи глаза начинают светиться гордостью. Уверена: завтра мои ребята смогут еще больше!

Светлана БОРОВЛЕВА,

учитель русского языка и литературы средней школы №2 города Амурска

Хабаровский край