2. Не усади!

Ребенок должен сидеть как можно меньше. Давайте малышам больше заданий, которые можно выполнять стоя или передвигаясь по классу. Выясните, возможно ли закупить для всего класса новую мебель: вместе традиционных столов выбирайте ростомерные парты с наклонной крышкой и конторки.

Установлено, что среди детей и подростков, занимающихся за конторками, проявления нервно-психических срывов, агрессии и даже «междоусобных войн» (драк) в 5-6 раз меньше, нежели в смежных классах.

3. Образы управляют миром.

Ребенок должен постоянно совершенствоваться в художественно-образной речи (диалоговой, художественной речи, декламации стихов, в процессе участия в детских театрализованных постановках и т. п.) - только так у него может сформироваться уверенное и свободное мышление.

Чтение на скорость - бессмысленная и к тому же вредная для ребенка процедура. При быстром чтении у ребенка не возникает в голове никаких образов, а это ведет к шизофренизации.

3. Никакой преграды глазу ребенка!

При продолжающемся изо дня в день, из года в год использовании преимущественно ближнего зрения наблюдается отмирание клеток отростков нейроэпителия коры головного мозга, настроенных на восприятие пространства.

Вот почему ребенку необходим режим дальнего зрения, его зрительные горизонты должны быть раздвинуты как можно шире. Лучше всего для этого подходят естественные природные ландшафты. Ну а дома, в помещении, в детском саду, в школе нужно обязательно освободить окна от штор, занавесок, тюля, капрона и прочего, что мешает глазу ребенка (да и взрослого) работать в наилучшем режиме дальнего зрения. Пусть в наших «коробках»-жилищах дети будут иметь хотя бы небольшую возможность для удовлетворения своих потребностей в зрительных горизонтах.

Наш глаз - это сканер. Все образы, которые он «снимает», должны находиться в движении. Обездвиженный образ глаз не воспринимает. Или воспринимает в режиме... отторжения. Через 7 секунд, если перед глазом находится неподвижный объект, начинается отторжение этого образа.

4. Да здравствует рукотворчество!

Ребенок должен постоянно творить свой мир своими руками (лепка, рисование, конструирование, вышивка и т. д.). Десять наших пальцев - это те «спицы», которые в ходе эволюции «связали» нейроэпителиальную «вязь» мозга. От рукотворчества к полетам на крыльях творческого воображения - таков путь каждого человека.

5. «Нам песня строить и жить помогает...»

Если вы хотите, чтобы дети росли здоровыми, психически устойчивыми, нравственно защищенными, пусть они как можно чаще поют - соло, в коллективе и вместе с семьей. Песня - это то пространство, в котором раскрывается душа. Если ребенок поет с вами, с другими детьми народные песни и водит при этом хороводы, то речевые дефекты будут исправлены им самим без помощи логопеда. И еще, детей не способных к пению, не бывает. Петь могут все. Но это качество надо раскрывать как можно раньше.