Публикация приведена в формате PDF:

Скачать/Просмотреть

(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).

Развивать речь, кругозор, умение наблюдать, размышлять, делать выводы, находить выход из проблемной ситуации, коммуникативные способности, познавательный интерес, умение логически излагать свои мысли.

Воспитывать культуру умственного труда, потребность находить область применения полученным знаниям, содействовать формированию умений работать в группе при рациональном разделении труда, внимательно слушать учителя и друг друга; содействовать формированию устойчивого интереса к изучению физики.

Оборудование:

Для учителя: демонстрационный набор «Электричество 1», компьютерная программа «Интерактивная модель электрической цепи постоянного тока», таблица «Сборка электрических цепей».

Для учеников: лабораторное оборудование, опорные конспекты (в данной публикации выпущены).

Содержание урока

1. Начальный этап урока

Учитель: Мы с вами, ребята, продолжаем изучать тему «Электрический ток». Поэтому давайте освежим в памяти наиболее важные понятия этой темы.

Начнем с того, что с помощью компьютера вспомним составные части электрической цепи и правила ее сборки.

Задание: с помощью интерактивной модели выполнить схему по фотографии.

Учитель: Сегодня мы работаем в группах. В ваших опорных конспектах вопросы также распределены по группам. Ответить на вопрос соперников можно, только если они не справятся с ним. Участникам групп разрешается советоваться, помогать друг другу, обсуждать вопросы.

Техника безопасности при работе с электрическими цепями:

1. Собирай цепь по схеме.

2. Соблюдай правила подключения электроизмерительных приборов и их полярность.

3. Ключ замыкай в последнюю очередь.

4. Не касайся оголенных частей цепи.

5. Помни, что напряжение выше 12В опасно.

2. Основной этап урока (получение новых знаний, умений, навыков)

Постановка проблемы: Если под линией электропередачи оборванный провод соприкасается с землей и в эту зону случайно попадает человек, то ему нужно выбираться из опасной зоны очень мелкими шажками или прыгая на одной ноге. Почему?

Ребята выдвигают версии.

Учитель: Оставим выдвинутые вами версии пока без обсуждения и вернемся к ним после выполнения экспериментального задания. Выполните экспериментальное задание по приведенному в опорных конспектах плану, но не забывайте, что поставленная перед нами проблема еще не закрыта.

Экспериментальное задание «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи».

Цель: измерить общее напряжение на участке цепи, состоящем из последовательно соединенных резистора и лампы, и сравнить его с суммой напряжений на лампе и резисторе.

Приборы: источник питания, резистор, лампа, вольтметр, ключ, соединительные провода.

Указания к работе:

1) Соберите цепь по фотографии и зарисуйте ее схему.

Схема:

2) Измерьте и занесите в таблицу показания вольтметра на отдельных участках цепи и на общем участке. Сравните общее напряжение с суммой напряжений на лампе и резисторе.

3) По результатам эксперимента сделайте вывод.

Вывод:

Демонстрация.

Сделанные вами выводы еще раз проверим на демонстрационной установке.

Вопрос: Что же надо сделать, чтобы снизить напряжение последовательного участка, не меняя источника? (Укоротить участок, т. е. взять ближе точки, к которым подключается вольтметр.)

Вспомните проблемную задачу. Как сделать так, чтобы на участке цепи не было напряжения (а значит, и тока)? Придумайте схему, в которой на одном из участков тока не будет.

3. Подведение итогов урока

Подведем итоги урока и выясним:

4. Домашнее задание

Повторить §§37, 39, упр. 16.

Придумать схему опыта «Фехтовальщики».

Резерв времени. Рассчитай, сколько необходимо лимонов для питания лабораторной лампочки (3.5В), как их нужно соединить?

Наталья КРЮЧКОВА,

учитель физики средней школы № 5 г. Суворова

Тульская область