Актуальное интервью

- Константин Леонидович, оглядываясь на 15-летний путь «Вентаны-Граф», какие самые важные этапы вы для себя выделяете?

- Основных этапов, пожалуй, было четыре. Первый этап - это создание издательства в 1994 году и начало работы. Он был по-своему сложным, но при этом романтическим: желания заниматься книгоиздательством тогда было больше, чем опыта. Я, как многие в те времена, открыл издательство на деньги, взятые в долг у друга. И все зависело от того, сумею ли я отдать этот кредит за год или издательство не состоится. Первый шаг оказался удачным, хотя мы были несколько раз близки к банкротству - в силу моей неопытности и сумасшедшей инфляции, да еще ко всему 11 октября 1994 года на нас обрушился «черный» вторник. Тем не менее в августе 1995 года нам удалось отдать кредит, и на этом начальный этап был завершен. В первый же год «Вентана-Граф» выпустила 6 изданий тиражом 20 тысяч каждое, то есть 120 тысяч экземпляров!

Второй этап - с 1995-го до 1998 года, когда пошла настоящая работа. В это время мы пытались нащупать свою нишу. Нам удалось это сделать, издав курс технологии, который мы начали выпускать с 1996 года, благодаря вере в нас автора курса Владимира Дмитриевича Симоненко, ныне, к нашей большой беде, уже ушедшего из жизни. В течение 2-3 лет мы доказали, что можем работать стабильно, предсказуемо для авторов и партнеров.

Помимо технологии, стали намечаться другие линии, например, учебно-методический комплект для 5-11-х классов по биологии, созданный под руководством заслуженного деятеля науки РФ Ирины Николаевны Пономаревой. А с 1997 года мы начали разработку курса, который впоследствии получил название «Начальная школа XXI века» и был реализован под руководством заслуженного деятеля науки РФ Натальи Федоровны Виноградовой. Этот курс, безусловно, сделал нам имя и в итоге получил Премию Президента России в области образования. До сих пор это единственный целостный проект для начальной школы, с 1-го по 4-й класс, в котором все издания являются лауреатами премии президента.

1998 год определил переход к третьему этапу. Пришлось возвращать валютные кредиты, взятые под новые масштабные проекты, на что ушло два года выживания. Это был неоценимый опыт, проверка издательства на прочность и компетентность. Сам факт того, что мы не сдались, не рухнули, вселил уверенность и в нас самих, и в авторов. На рубеже 2000-2002 годов мы усилили нашу команду топ-менеджерами высокого уровня. С их приходом сформировалась команда «Вентаны-Граф», которая работает и по сегодняшний день.

Соответственно возникло и новое планирование, и другое видение перспектив, что повлекло за собой и постановку амбициозных, я бы сказал, даже авантюрных целей. В 2003 году, после участия во Франкфуртской ярмарке, мы впервые сформулировали свою миссию: «Вентана-Граф» должна была выйти на первые роли в издании учебников в стране. С 2000 по 2003 год произошел качественный скачок в переговорах с различными авторами, мы разработали программу своего развития по самым разным направлениям как по федеральным учебникам, так и за рамками этой сферы. Мы уже тогда стали думать о дошкольной и предшкольной подготовке детей - в то время это была абсолютно незанятая ниша. Третий этап, по моему ощущению, завершился на рубеже 2007-2008 годов.

Но опыт показал, что быть большим не значит быть лучшим. Произошла переоценка амбиций. Мы сформулировали новую стратегию: главное - стать лучшими. Для нас перестали быть основными показателями масштабность, тиражи, потому что можно издать огромный тираж, но потом не продать эти книги. Быть лучшим - значит быть наиболее организованным, компетентным, эффективным. Сегодня мы движемся по этому пути. Второе, к чему мы пришли, - мы перестали гнаться за конкурентами. Сегодня «взросление» издательства выражается в понимании, что главным конкурентом «Вентаны-Граф» является сама «Вентана-Граф». Для нас нет более амбициозных целей и задач, чем выдерживание собственного графика, движение по собственным планам.

- Если вы выжили в 90-е, нынешний кризис, наверное, вас не сильно пугает?

- Сегодняшний кризис, конечно, внес коррективы в планы издательства. Но, к счастью для издательского бизнеса, кризис пришел уже по завершении высокого сезона - в ноябре-декабре. Мы успели собрать свой урожай и в принципе могли уже адекватно оценить перспективы будущего периода. Будь это весна или лето, мы бы многое потеряли - кризис 1998 года это хорошо показал: он случился в августе, и мы не получили львиную долю денег, которых ждали. Мы пересмотрели ряд своих показателей, связанных с доходностью, отказались от некоторых непрофильных для нас проектов, не относящихся к нашим приоритетам. «Вентана-Граф» сконцентрировалась на основных направлениях развития: федеральные учебники и программа дошкольного и предшкольного образования.

- У вас есть уникальные образовательные продукты. Например, ставшая вашим брендом «Начальная школа XXI века»...

- Я бы сказал, это уже мегабренд - у нас на сегодняшний день много других интересных учебников, но вся страна нас узнала действительно благодаря «Начальной школе XXI века». Ему 12 лет, из которых первые пять ушли на его создание - каждый год мы издавали по классу и дорабатывали учебники, специальные материалы в рамках программы. То есть параллельно он еще обогащался, дополнялся, расширялся. Потом 3-4 года ушло на то, чтобы сделать имя, продвинуть по стране. Мы провели тогда сотни семинаров, встреч, конференций с учителями по всей России для того, чтобы выйти на нынешний уровень.

По нашим подсчетам, сейчас примерно 15 процентов всех школьников страны занимаются по нашему комплекту «Начальная школа XXI века». И все равно, несмотря на свою устойчивость, этот проект до сих пор занимает большую часть внимания и сил издательства. Мы охватили все области начального образования, кроме, пожалуй, физкультуры. Проект получился очень и очень объемным.

Отдельно хотелось бы сказать о жемчужине «Начальной школы XXI века» - педагогической диагностике, которая позволяет учителю индивидуализировать подход к каждому ребенку. Как правило, учитель ориентируется на средних учеников, оставляя без внимания слабых и сильных. Наши авторы создали дидактические материалы, рабочие тетради, которые позволяют учителю загрузить работой и отстающих, и одаренных, в то время как он занимается с большинством. Последние тесты, проведенные по окончании 4-летнего обучения по нашей программе, свидетельствуют о том, что у этих детей большой потенциал, главное - они сохранили желание и приобрели умения учиться дальше.

- Давайте поговорим о ваших программах дошкольной и предшкольной подготовки. Ведь вы разработали рабочие тетради даже для 2-3-летних детей!

- Да, речь идет о серии «Тропинки», которая ориентирована на системную дошкольную

подготовку (детские сады), и в ней действительно есть тетради для 3-летних. Это игровые задания, упражнения на развитие мелкой моторики, воображения, детской логики, ассоциативного мышления. Сейчас в этой серии уже более 60 наименований и готовится еще 20-25 новых.

Еще один уникальный проект - «Предшкольная пора», который тоже сделан под руководством Натальи Федоровны Виноградовой. При этом серия не привязана к проекту «Начальная школа XXI века». Она рассчитана на подготовку детей к первому классу, независимо от того, домашние это дети или они ходят в садик, или на подготовительные курсы при школах. Многие регионы находят на эту серию средства даже в рамках бюджетного финансирования, потому что она позволяет ребенку плавно пройти подготовку от детского сада или дома к школе.

- Не могу обойти вниманием вашу серию «Все цвета, кроме черного». Уже само имя руководителя проекта - Марьяны Безруких, возглавляющей Институт возрастной физиологии РАО, - говорит о ее уровне. Какие цели преследует проект?

- Аналогов этому проекту в российском учебном книгоиздании нет. Пожалуй, это наиболее социально значимый проект «Вентаны». Это системный продукт, рассчитанный на ребят с первого по одиннадцатый класс. Уникальность его еще в том, что мы реализуем его совместно с издательством «Просвещение» - мы создали материалы к серии со 2-го по 6-й класс, они - с 7-го по 11-й класс. Это дополнительные материалы, не привязанные к конкретному предмету (хотя вполне могут использоваться в рамках урока «Окружающий мир»), и тем не менее очень актуальные.

Это даже не профилактика наркомании, о ней мы вообще не говорим, чтобы не вызвать обратного эффекта - интереса к наркотикам. Это скорее пропаганда здорового образа жизни, знания о детской физиологии, психологии, гигиене, режиме, влиянии спорта. Мы даем не негатив, а позитив. Мы говорим, как надо, как интересно жить. Если ребенок найдет себе увлечение по душе, ему будет просто незачем пробовать наркотики или алкоголь, сигареты. Мы пытаемся не допустить самого факта употребления. Для регионов это необычный подход - у нас ведь принято бороться постфактум.

Значимость этой серии только растет с каждым годом. Где бы мы ни заявляли об этом проекте, везде встречали заинтересованность. Даже там, где не имеют финансовой возможности приобрести эти материалы, просят, чтобы специалисты издательства и авторы проводили семинары, встречи, давали рекомендации.

Сейчас мы готовим подобный в социальном смысле проект - серию материалов по борьбе с терроризмом. Для нас это очень важная задача, и совсем не абстрактная. Терроризм ударил нас лично - в случае с бесланской школой, в которой все начальные классы учились по нашим комплектам. 18 сентября 2004 года после трагедии руководство издательства было в Беслане. В спортзале школы горела свеча, стояли стопки учебников и лежали цветы... Я бережно храню у себя учебник и тетрадь одного из учеников. Мы все старались как-то помочь пострадавшим в этой трагедии. Наталья Федоровна Виноградова посещала учителей, лечившихся в больницах Москвы. Долго у нас в издательстве был уголок Беслана. Мы и сейчас поддерживаем связь с Северной Осетией. Так, мы реализуем программу поддержки одаренных детей в пединституте Владикавказа.

- Насколько я знаю, вы очень тесно работаете с регионами, проводите массу встреч, семинаров. Поставляете учебники бесплатно, как в Астраханскую область в 2006 году, куда вы направили продукцию на 650 тысяч рублей...

- Сегодня практика нашей работы связана с планомерным системным продвижением в рамках подписанных договоров с региональными Институтами повышения квалификации. Наша методическая служба организует семинары с участием авторов, «круглые столы», дни издательства, научно-практические и методические конференции, профессиональные конкурсы, презентации. Ежегодно проводятся конкурсы педагогического мастерства для учителей начальной школы, технологии и биологии. Помогает нам получить обратную связь с учителями и наш сайт, и интернет-магазин, который мы открыли первыми из учебных издательств.

Что касается бесплатной поставки книг, то это и возможность обеспечить школы учебниками, и элемент нашего продвижения. Конечно, это одна из возможностей заявить о себе, о наших новых продуктах. Почти по всем предметам мы имеем либо завершенные, либо развивающиеся линии. Есть новые серии учебников, которые только выходят или недавно вышли на рынок. В этом смысле мы развиваемся очень динамично: ежегодно на экспертизу мы отправляем от 20 до 30 новых учебников. В итоге в 2008 году в Федеральном перечне оказалось 108 учебников «Вентаны-Граф» - это третья позиция после «Просвещения» и «Дрофы». В этом году мы тоже не снижаем темпов - у нас 23 учебника на экспертизе в академиях наук и образования.

Несколько лет назад мы решили прописать кодекс наших убеждений - «Ключевые ценности «Вентаны-Граф». В этом документе есть пункт, завершающий перечень наших главных ценностей: мы верим в свой путь и в наши силы и способности его пройти. Надеюсь, эта вера нас никогда не покинет.