Полностью публикация приведена в формате PDF:

Скачать/Просмотреть

(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).

Ход урока

Этап 1. Создание проблемной ситуации

Я напоминаю вам, что у нас сегодня урок сразу по двум предметам - информатике и математике. А тема будет касаться зоологии (рис. 1).

Рис. 1

В каком виде представлена эта информация? Используя полученные сведения, ответьте мне на следующие вопросы:

Кто из перечисленных животных живет меньше всех?

Кто - дольше всех?

Какие животные живут примерно одинаково долго?

Я вижу, что вы испытываете затруднения при нахождении ответов. Поэтому предлагаю посмотреть ту же информацию, но в другом виде (рис. 2).

Рис. 2

В каком виде представлена информация? Пользуясь диаграммой, ответьте на следующие вопросы:

Кто из перечисленных животных живет меньше всех?

Кто - дольше всех?

Какие животные живут примерно одинаково долго?

Во сколько раз лев живет дольше кошки?

Во сколько раз обезьяна живет дольше собаки?

Почему во втором случае вы быстрее находили ответы на вопросы, чем в первом? Давайте изменим слайд, чтобы информацию нам было легче воспринимать (рис. 3).

Рис. 3

Знакомимся с темой урока (рис. 4).

Рис. 4

Как вы думаете, с какой целью мы проводим сегодня урок?

Этап 2. Изучение нового материала

То, что вы увидели на втором слайде, называется столбчатой диаграммой. Их используют для наглядного представления о соотношении величин. С помощью столбчатых диаграмм сравнивать данные гораздо удобнее.

Если данные изобразить не столбиками, а в виде секторов круга, углы которых пропорциональны данным, то мы получим круговую диаграмму, она будет показывать соотношения между частями исследуемой совокупности (рис. 5).

Рис. 5

А теперь мы проверим, как вы умеете читать диаграммы. Сделать это мне поможет веселый Смайлик. (Используя объект «Диаграммы» из Единой коллекции ЦОР, устно выполняем задания на чтение столбчатых и круговых диаграмм.)

Перед вами две диаграммы. Они содержат информацию о рабочих некоего цеха. Каждый рабочий имеет разряд не меньше второго и не больше пятого. На первой диаграмме отражено количество рабочих с различными разрядами. Каждый рабочий имеет одну из трех специальностей: токарь (Т), слесарь (С) или фрезеровщик (Ф). На диаграмме 2 показано распределение рабочих по специальностям (рис. 6).

Рис. 6

Пожалуйста, в группах придумайте по два вопроса по данным диаграммам. (Ученики обмениваются вопросами.)

А теперь вопросы вам задам я.

Следует ли из анализа обеих диаграмм, что все слесари имеют пятый разряд? (Нет)

Верно ли, что все рабочие третьего разряда могут быть фрезеровщиками? (Нет)

Могут ли все рабочие третьего разряда быть токарями? (Нет)

Может ли у всех токарей быть четвертый разряд? (Нет)

Очень актуально наглядное представление данных, когда речь идет о результатах статистического исследования. Я провела статистический опрос в пятом классе. Ребята отвечали на вопрос «Есть ли у вас дома Интернет? Пользуетесь ли вы Интернетом для подготовки к урокам?» Ваша задача - собрать данные, полученные в ходе этого опроса. (Просматриваем видеоролик и составляем частотную таблицу.)

Представим полученные данные в виде столбчатой диаграммы. Для этого воспользуемся возможностями электронной таблицы Microsoft Excel. (Используя кадры презентации, строим диаграмму.) Рис. 7-13.

Рис. 7

Рис. 8

Рис. 9

Рис. 10

Рис. 11

Рис. 12

Рис. 13

Этап 3. Закрепление изученного

Аналогично постройте круговую диаграмму. Самостоятельно выполните №8.19 учебника.

Итак, мы рассмотрели два способа представления данных - столбчатую диаграмму и круговую диаграмму. Конечно, они не могут обеспечить высокую точность представления данных, но зато позволяют быстро сравнивать величины между собой.

Этап 4. Домашнее задание

Ирина БОНДАРЕВА,

учитель математики и информатики Котеревской школы

Истринский район, Московская область

bondarevai.m.@mail.ru