Средства обучения приобретают методическую функцию в том случае, если учитель совместно с ребятами организует учебно-воспитательный процесс. При проведении уроков информатики с применением ЦОР и использованием интерактивной доски именно совместная деятельность учителя и учеников определяет логику, темп, содержание и в конечном счете результативность обучения.

В современных условиях особую актуальность приобретает формирование и развитие у школьников логического мышления, предполагающего, в частности, умение анализировать, сравнивать (выделять общее и особенное), проводить аналогии, классифицировать, выделять главное и обобщать, устанавливать причинно-следственные и иные связи и так далее. Это помогает ребенку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формирует основы научного мировоззрения. Общеизвестно, что основной критерий оценки урока учениками выражается словами «интересно – не интересно». И сколько бы преподаватель ни рассуждал по поводу значимости и важности изучаемой темы, он просто обязан сделать уроки по этой теме для детей интересными.

При подготовке к уроку важно стремиться к тому, чтобы ребята каждый раз убеждались, что они научились чему-то новому для них, будь то новый способ решения задачи, новый вид деятельности или возможность попробовать себя на уроке в новом качестве и справиться с этой ролью.

При разработке уроков по информатике большое значение имеет наглядность. Несколько лет назад я начала создавать сама и собирать в Интернете ЦОР по различным темам, так как, используя их на уроках, заметила, насколько повышается интерес учащихся и как следствие результативность урока.

В 2008 году автор УМК по информатике и ИКТ для 5-7-х классов Людмила Босова на сайте www.metodist.lbz.ru/avt_masterskaya_BosovaLL.html опубликовала набор ЦОР для уроков с таким комментарием: «Кому-то предлагаемые уроки могут показаться простыми, а кому-то - излишне информационно насыщенными. Каждый учитель вправе «подогнать» этот материал под себя, добавив часы под самую интересную или наиболее трудную тему, а может быть, и просто исключив избыточный, по его мнению, материал». Впервые учитель имеет в распоряжении профессионально выполненный набор ЦОР.

В том же году на сайте Единой коллекции ЦОР http://school-collection.edu.ru появился замечательный инструмент - «Интерактивный задачник для младших школьников. 2-6 класс», который можно использовать на различных уроках по информатике. Основу его методической концепции составляет комплекс виртуальных лабораторий, каждая из которых основана на построении компьютерной модели конструирования алгоритмов решения задач различного типа. Среда создает перед учеником ряд наглядных зрительных образов информационных объектов – исполнителей команд и погружает его в проблемную ситуацию, определяемую поведением исполнителей. Программная реализация моделей представляет собой тренажеры, с помощью которых может осуществляться как обучение, так и самостоятельная работа школьников средствами команд управления исполнителями на основе предложенного в виртуальных лабораториях языка команд исполнителя. Комплекс состоит из шести лабораторий: Переливание, Взвешивание, Разъезды, Переправы, Взвешивания, Черные ящики.

Задачи на переливания помогают ученикам виртуально, без опоры на реальные объекты, оперировать такими сложными абстрактными понятиями, как «емкость сосуда», «единицы измерения объема», «часть и целое»; моделировать решение с помощью нескольких сосудов. Знакомство с подобными задачами также способствует более интенсивному формированию словесно-логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий.

В задачах на взвешивание сравниваются между собой не только единичные объекты, но и группы объектов, что делает их многоуровневыми (многослойными), с большим количеством ветвлений. Это ставит учеников перед необходимостью анализировать свои действия, просчитывать возможные комбинации решений. Сопоставление или сравнение – логический прием, с помощью которого устанавливаются сходства или различия предметов объективного мира. Результат сравнения обозначается с помощью терминов «равно», «больше», «меньше» в зависимости от отношения сравниваемого предмета к основанию сравнения.

Разрабатывая уроки с использованием ЦОР, я столкнулась с той проблемой, что процесс подготовки к нему занимает несоизмеримо больше времени, чем сам урок. Но как бы блестяще он ни был разработан, многое зависит от того, как учитель его проведет. Вести же урок следует в хорошем темпе, непринужденно, постоянно вовлекая в познавательный процесс учеников. Необходимо продумать смену ритма, разнообразить формы учебной деятельности, подумать, как выдержать при необходимости паузу, как обеспечить положительный эмоциональный фон урока. Мультимедийные технологии применяются для усиления наглядности, подключения одновременно нескольких каналов представления информации, более доступного объяснения учебного материала. В любой момент учитель может с помощью гиперссылок перейти к детализации информации, оживить изучаемый материал с помощью анимации и так далее.

Необходимо сказать, что степень и время мультимедийной поддержки урока могут быть различными - от нескольких минут до целого урока. Например, мультимедийный урок может выступать и как «мини-технология», то есть как подготовленная учителем разработка с заданными учебными целями и задачами, ориентированная на вполне определенные результаты обучения. Такой урок обладает достаточным набором информационной составляющей, дидактическим инструментарием. При его проведении существенно меняется роль учителя, который в данном случае становится прежде всего организатором, координатором познавательной деятельности учеников.

Современное обучение должно ориентироваться на интересы и потребности детей и основываться на личном опыте ребенка. Основной задачей образования становится актуальное исследование окружающей действительности. Применение на уроках ЦОР с использованием интерактивной доски позволило мне сделать уроки современными. Весьма актуальными стали вопросы: зачем все это использовать? как это лучше сделать?

Отвечая на первый вопрос, хочу вспомнить четыре принципа Яна Амоса Коменского, которыми необходимо руководствоваться в обучении:

сознательность и активность;

наглядность;

постепенность и систематичность знаний;

упражнения и прочное овладение знаниями и навыками.

Для осуществления наглядности Коменский считал необходимым использовать реальные предметы и непосредственное наблюдение над ними, а когда это невозможно - модели и копию предмета; картинки как изображение предмета или явления.

«Учебный эффект всякого наблюдения зависит от того, насколько мы сумели внушить ученику, что и для чего он должен наблюдать, и насколько нам удалось привлечь и сохранить его внимание на протяжении всего процесса обучения», - писал ученый в своем труде «Великая дидактика».

Для осуществления правильного наблюдения Коменский категорически требует: «Пусть будет для учащихся золотым правилом: все, что только можно предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое - для восприятия зрением, слышимое - слухом, запахи - обонянием, подлежащее вкусу - вкусом, доступное осязание - путем осязания. Если какие-нибудь предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами».

Интерактивная доска в совокупности с персональным компьютером предоставляет на уроке целый ряд возможностей:

интерактивность – поочередное взаимодействие учителя, ученика и используемого ими электронного образовательного ресурса. Каждое действие или реакция участников взаимодействия отражается на доске, доступно для рассмотрения, осознания и обсуждения всеми участниками образовательного действа;

мультимедиа – представление объектов и процессов с помощью текста, фото, видео, графики, анимации, звука, то есть в комбинации средств передачи информации. Это приводит к качественному повышению эффективности образовательных ресурсов, которые вводятся в учебный процесс при помощи интерактивного устройства;

коммуникативность – возможность непосредственного общения участников образовательного процесса, контроль за состоянием процесса, возможность оперативной передачи информации пользователю, участнику образовательного процесса, что более применимо в случае с интерактивным устройством;

моделинг – имитационное моделирование реальных объектов или процессов, явлений, а также имитация посредством компьютера взаимодействия пользователя с реальным миром, то есть тренинг поведения, моделирование действий человека. Возможности интерактивной доски делают процесс работы с моделью при помощи персонального компьютера достоянием целой группы соучеников, предоставляя возможность как индивидуального, так и коллективного взаимодействия с моделью, обсуждения ее работы и получившихся результатов;

производительность (в контексте использования компьютера) означает автоматизацию нетворческих рутинных операций, поиск информации, доступ к распределенным базам данных, возможность быстрой переконфигурации материала и так далее. Это то, ради чего, собственно, и был создан персональный компьютер. Но именно интерактивная доска при работе с коллективом обучающихся позволяет на первых этапах повысить производительность процесса обучения, помогая учителю не тратить временной ресурс занятия на индивидуальное взаимодействие с учеником, а работать со всем коллективом в целом.

Исходя из вышесказанного можно сказать, что интерактивная доска реализует принцип наглядности как по отношению к отдельному ученику, так и к целому коллективу учащихся, вовлеченному в процесс обучения. Она позволяет производить непосредственное наблюдение за предметами (процессами) посредством демонстрации фрагментов учебных фильмов (что предусмотрено программным обеспечением интерактивной доски) и различных демонстрационных материалов. Более обосновано применение интерактивной доски в том случае, если невозможно увидеть и пронаблюдать за реальным объектом - в этом случае с помощью определенного типа ЦОР (например, Виртуальной лаборатории Переливание) ученику предоставляется возможность познания реальных объектов, процессов и явлений на примере моделей.

Указанные достоинства интерактивной доски позволяют ответить на второй поставленный вопрос, то есть оптимизировать образовательный процесс, использовать методики, ориентированные на развитие интеллекта обучаемого, на самостоятельное извлечение и предоставление знания, на продуцирование информации.

Обобщая сказанное выше, назовем основные этапы деятельности педагога по применению ЦОР с использованием интерактивной доски на уроках.

I этап. Проектирование задач.

II этап. Выбор наиболее рационального варианта решения задач обучения.

III этап. Осуществление избранного варианта обучения.

Действия учителя:

постановка задач и обеспечение принятия их детьми;

применение средств стимулирования учебной деятельности школьников;

организация деятельности ребят на максимально возможном уровне их активности и самостоятельности; формирование навыков рациональной организации учебного труда;

осуществление текущего контроля и внесение оперативных корректив в способы обучения.

Действия учеников:

принятие задач обучения;

осознание мотивов учения;

проявление максимально возможной активности и самостоятельности в выполнении учебных заданий, в решении учебных проблем; самоорганизация своей учебной деятельности;

самоконтроль и саморегулирование учебной деятельности.

IV этап. Анализ результатов обучения и затрат времени, усилий и средств.

Вера ШТОДА,

учитель информатики и ИКТ лицея №10

Волгоград