Современный учитель-предметник - это уже не только пользователь персонального компьютера, пусть даже продвинутый. К нему предъявляются требования овладения информационной культурой как одной из составляющих набора его профессиональных качеств. К сожалению, упрощенные модели развития ИКТ-компетентности педагога, предлагаемые многочисленными курсами повышения квалификации, не рассматривают проблему становления информационной личности современного учителя в комплексе, а базируются лишь на отдельных компонентах, которые не будут на практике действовать коррелированно, сообща, если формируются в отрыве друг от друга.

С другой стороны, очевидно, что оптимальная модель повышения квалификации, широко используемая при обучении взрослых, имеет модульную структуру. Она дает возможность слушателю (учителю) выбирать те разделы программы, которые в настоящий момент он считает для себя наиболее актуальными. Но так ли просто это сделать учителю непрофильной специальности?

Только в 2009-2010 учебном году Московский институт открытого образования приготовил для учителей-предметников около сорока различных курсов формирования и развития ИКТ-компетентности как на базе своего учебного заведения, так и на базе окружных методических центров. Однако программы этих курсов недоступны, а по кратким аннотациям можно лишь сделать вывод, что они не упорядочены и не сводятся к какой-либо понятной учителю системе.

Кроме того, российские представительства зарубежных IT-компаний, таких, например, как Microsoft, Intel, Smart Technologies и другие, также предлагают российским пользователям ПК очные и дистанционные курсы повышения квалификации в области ИКТ. Так, один из самых популярных и универсальных курсов повышения квалификации преподавателей средней и высшей школы, предлагаемый компанией Microsoft, называется «Формирование ИКТ-компетенций преподавателей и сотрудников образовательных учреждений». Он рассчитан на 72 часа аудиторных занятий и предполагает охват всех областей применения ИКТ в учебном процессе, «от разработки учебно-методических и презентационных материалов в приложениях MS Office до эффективной работы в интегрированном информационном пространстве вуза». Тем не менее справедливости ради следует отметить, что основная аудитория обучаемых на курсах компаний Microsoft и Intel - это все-таки представители высшей школы и бизнеса.

Однако в любом случае курс модульной структуры, на какого бы пользователя он ни был рассчитан, должен отвечать определенной концепции, стратегии развития информационной культуры слушателя и решать набор четко поставленных тактических задач. Если с этих позиций взглянуть на отечественную систему курсов повышения квалификации в области ИКТ, то можно отметить их полную бессистемность на фоне неопределенного, трудно поддающегося сертификации уровня ИКТ-компетентности слушателей.

Каков же выход? Как разрешить противоречие между необходимостью формирования комплексной информационной культуры учителя и множеством курсов, которые предлагают ему различные образовательные учреждения, от средних учебных заведений до региональных и федеральных? Как, наконец, ему сориентироваться в этом бесконечном многообразии курсов, выбрав тот, что отвечает его нынешним запросам? Как затем соотнести уровень своей ИКТ-компетентности с тем уровнем, который он должен иметь в соответствии со своей квалификацией?

Для этого, очевидно, необходимо разработать общефедеральную модель (стандарт) построения модульных курсов по ИКТ для педагогов непрофильных специальностей и на ее основе создать единую федеральную систему повышения квалификации педагогов в области ИКТ - своего рода банк учебных модулей по ИКТ. При этом каждому модулю будет присвоен шифр, в который закладывается, в частности, информация о квалификационных требованиях к педагогу и уровню его компьютерной грамотности или ИКТ-компетентности на «входе» и «выходе» курса с обязательной сертификацией слушателей по окончании курса.

Содержание модуля в рамках единой системы учебных модулей должно основываться на профессиональных стандартах, подобных тем, что разработаны для специалистов в области информационных технологий. Поскольку требования по ИКТ-сертификации работников образования уже созданы и заложены в соответствующий кодификатор, необходимо прежде всего разработать, а затем жестко соотнести профессиональные стандарты педагогических кадров с уровнем владения ИКТ согласно имеющемуся кодификатору. Кроме того, в соответствии с данным кодификатором должны осуществляться построение и обязательная сертификация каждого учебного модуля, действующего в рамках единой федеральной системы повышения квалификации педагогов в области ИКТ.

Полезные ссылки

Нормативная база «Школы информатизации»: http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,3232/Itemid,118/.

Отраслевая система мониторинга и сертификации «Компьютерная грамотность и ИКТ-компетентность»: http://icttest.edu.ru/about.

Перечень курсов повышения квалификации МИОО «Система повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров московского образования на 2009 - 2010 годы»: http://kurs.mioo.ru/2010/kursy09-10.pdf.

Профессиональные стандарты в области информационных технологий: www.apkit.ru/default.asp?artID=5573

Формирование ИКТ-компетенций преподавателей и сотрудников образовательных учреждений. / Курс повышения квалификации педагогических кадров. / Компания Microsoft: http://e-teaching.ru/trainings/Pages/ short_program.aspx.

Ольга КОРЧАЖКИНА,

учитель английского языка Центра образования №1678

«Восточное Дегунино»,

Москва

olgakomax@gmail.com