В бюджете Петербурга на 2009 год школьным библиотекам предназначена весьма внушительная сумма: 27 с лишним миллионов рублей на приобретение учебников и более 15 миллионов - на беллетристику. «С учетом нынешних цен на печатную продукцию каждая школа сможет купить по 500 новых книжек. Совсем неплохо, - прикидывает заведующая библиотекой 177-й гимназии Красногвардейского района Вера Дацик. - Ведь обычный наш фонд - приблизительно 10 тысяч единиц».

Какие именно новые издания поставить на книжные полки, каждое учебное заведение определяет самостоятельно. Но, выбрав желанные книги, школа не может непосредственно выступить в роли покупателя литературы. Ведь ей требуется не большая партия, а считанные экземпляры каждого наименования. В дело вступают посредники-оптовики, что неизбежно ведет к росту закупочных цен. Если бы не эта процедура, школы могли бы пополнить свои фонды более существенно.

«Среди авторов, чьи произведения прежде всего постараются приобрести библиотеки, я бы назвала Носова, Остера, Чарушина. Не хватает и Короленко, Паустовского, Шукшина, - считает вице-президент Петербургского отделения Российской ассоциации школьных библиотек Татьяна Полякова. - Конечно, «Гарри Поттер» не в числе приоритетов. Хотя в каждой школе по паре экземпляров этого бестселлера, безусловно, имеется».

Впрочем, сегодня практически каждое необходимое для учебной программы издание можно без труда найти в Интернете.

«Мы закупили все эти произведения на электронных носителях, - рассказывает директор 590-го лицея Красносельского района Алексей Каменский. - Так что книги в большой степени заменяются экранами мониторов. Ничего не поделаешь - неизбежная объективная реальность».

Однако, как выяснилось, мало купить сами книжки в электронном формате. Проблема в том, как их прочитать. Школьные библиотечные компьютеры, как правило, не имеют выхода в Сеть. А там, где такая возможность имеется, лицензии на программное обеспечение ограничены по срокам. В том же 590-м лицее - 2011 годом. Продление лицензии стоит дополнительных денег, которых у учреждений среднего образования нет. А рисковать охотников мало.

Каким бы богатым ни был фонд школьного книгохранилища, ориентироваться в нем без помощи квалифицированного библиотекаря ученикам сложновато. Но с кадрами на этом поприще очередная проблема. В подавляющем большинстве библиотекарь среднего учебного учреждения - дама пенсионного возраста. Молодые выпускники профильных вузов не спешат идти на работу в школы, в первую очередь из-за низкой заработной платы. Помимо этого, как призналась студентка одного из петербургских библиотечных факультетов (постеснявшаяся назвать свое имя), «невелика радость - выдавать из года в год одни и те же учебники, а потом не знать, что делать с возвращенными детьми книжками, разорванными, исписанными каракулями».

К тому же на библиотекарей, как это ни странно, не распространяются права, присущие другим представителям школьного преподавательского коллектива. Так, если учитель имеет оплаченный летний отдых в 56 календарных дней, то у «хозяина книгохранилища» он в два раза короче. Библиотекари вынуждены либо гулять оставшуюся часть лета за свой счет, либо слоняться в одиночестве по пустым школьным коридорам. Поправки, призванные придать библиотечным школьным работникам статус преподавателя, поданы в Госдуму, но пока парламент РФ на них никак не отреагировал.

Не секрет, что во многих школах библиотека существует на положении Золушки. Вся надежда на то, что она сумеет с умом распорядиться внезапно свалившимся на нее из горбюджета наследством.

Кира ЛЕБЕДЕВА,

по материалам www.izvestia.ru