Идея была очень простой: выстроить полную цепочку - от желания учителя (начальной школы, истории или физики, или любого другого предмета), загоревшегося идеей сделать свой предмет открытым, предоставить больше самостоятельности и свободы учащимся благодаря средствам информационных технологий, до наблюдаемых, зафиксированных, новых результатов обучения. Вторым человеком, оказавшим решающую личную поддержку «Школе информатизации», был тоже Анатолий - Смирнов, префект Зеленограда.

Звеньями технологической цепочки информатизации стали такие события:

Методист направляет «загоревшегося» учителя в систему повышения квалификации.

Учитель строит и защищает собственный курс с ИКТ-поддержкой и получает необходимые для его реализации знания и умения в системе повышения квалификации.

Предложение учителя воодушевляет коллектив школы, школа поддерживает его, выделяет необходимые ресурсы или запрашивает их у учредителя.

Учредитель помогает школе или ставит помощь в свой план.

Учитель ведет курс, его поддерживают технически (обслуживание), организационно-технологически (информационная среда, нормативная база электронного журнала и так далее), методически (план-планом, но что делать в реальном классе?).

Ход курса, материалы учителя, отдельные моменты учебного процесса, работы учащихся и отзывы на них учителей фиксируются в информационной среде, из них формируются портфолио.

Пространством, в котором цепочка разворачивается, становится наша новая школа, которую и строил Анатолий Пинский. В этом пространстве есть:

новая система приоритетов образовательных целей, реализуемая в стандартах, где информационные инструменты и открытое информационное пространство присутствуют во всех предметах;

новое содержание образования, интерпретируемое в учебных программах, открытых учебно-методических комплексах, инструментах образовательной деятельности;

информационная среда, в которой происходят основные педагогические действия, фиксируются планы и их реализация;

дружественное физическое пространство и время, где учащемуся в течение всего дня найдется место в школе, обеспеченное нужным инструментарием, выходом в информационное пространство и связью с учителем, а приходя домой, он может оказаться в том же виртуальном месте;

окружающие учащегося люди: учителя и тьюторы, которые помогут в работе, иной раз и подтолкнут к ней;

новая система правил и регламентов, уклад школы.

Организация пространства и поддержка, о которой я сказал, позволяют вести информатизацию максимально экономно и эффективно, так, как это и должно быть в школе Пинского - эффективной школе, а не так, как она идет в большинстве мест по всему миру.

Момент принятия новых стандартов сейчас - очередная поворотная точка. Если мы сейчас, как в стандартах 2004 года, лишь обозначим возможность информатизации, мы не получим ничего. Стандарты нужно писать, исходя из необходимости информатизации. Возможность уже доказана «Школой информатизации». На слова об отсутствии денег для новой школы Пинский уже ответил 10 лет назад в своей «Школе: над пропастью или на повороте».

А. МОИСЕЕВ, президент Института развития государственно-общественного управления образованием:

- В новейшей истории российской школы, достаточно богатой инновационными начинаниями, можно назвать совсем немного мощных нововведений, имеющих конкретного автора. О большинстве новшеств правомерно сказать: «Слова и музыка - народные».

Одним из немногих именных нововведений, причем достаточно масштабных и успешных, на наш взгляд, стало развитие общественного участия в управлении школой, основанное на модели школьного управляющего совета, а ее бесспорным автором, организатором разработки и внедрения стал Анатолий Пинский.

Как человек, исследующий логику инновационных процессов в управлении школой, не могу не отметить: продвижение идеи и модели управляющих советов - ценный пример, в котором высокая инновационная энергетика и целеустремленность автора, его соратников сочетались с систематически продуманной, грамотной пошаговой работой по превращению идеи в реальность массовой школьной практики.

После публикации книги «Новая школа», в которой модель управляющих советов была органично включена в модель новой российской школы, Пинский инициировал серию исследовательских и разработческих проектов, в ходе которых собранный им коллектив поэтапно реализовывал важнейшие составляющие успешного внедрения новой, обладающей реальными управленческими полномочиями модели государственно-общественного управления школой, без спешки и рекламной шумихи, кирпичик за кирпичиком складывая прочное основание будущего успеха. Они системно изучили и переработали огромный объем литературы о зарубежном и отечественном опыте работы органов государственных ОУ в образовании, скрупулезно исследовали законы и иные нормативные акты десятков развитых и развивающихся стран, осуществили углубленное знакомство с британским (наиболее продвинутым на сегодня) опытом школьных управляющих советов как органов стратегического управления школой.

Это позволило смоделировать важнейшие положения об управляющих советах - предложения об их назначении, составе, структуре, порядке формирования, главных полномочиях и ответственности, подготовить и обеспечить внесение в Государственную Думу третьего созыва (2003) законодательных предложений, постепенно, но неуклонно вводящих управляющие советы в ткань школьной жизни.

Эти предложения получили тогда немалую, но все же недостаточную поддержку для принятия изменений в законы. В 2004 году удалось обеспечить поддержку (со стороны нового состава Минобрнауки РФ) старта нового эксперимента по созданию школьных управляющих советов.

В ходе проектов, выполненных под руководством Анатолия Пинского в 2004-2006 годах, была разработана широкая и полная нормативная база внедрения управляющих советов, содержательные методические рекомендации для организаторов новых школьных органов соуправления и материалы из опыта первых новых советов школ, подготовлены предложения по внедрению новой модели, по мониторингу и оценке состояния дел в области государственно-общественного управления, начата разработка программно-методического обеспечения для обучения профессионалов и общественников - членов будущих управляющих советов, а главное, в ходе эксперимента в 7 регионах России были созданы управляющие советы, работающие в русле модели Пинского и его команды.

Летом 2005 года мне довелось докладывать на Координационной группе Минобрнауки РФ по развитию государственно-общественного управления о первых итогах нашего эксперимента Тогда я с немалой гордостью сообщил присутствовавшим, что у нас работает около 70 управляющих советов, что эта идея нашла поддержку со стороны Александра Солженицына, написавшего теплое письмо одному из наших главных разработчиков, красноярцу А.Седельникову, что издано несколько брошюр в помощь практикам, идущим по нашим стопам.

И хотя в масштабах огромной системы образования эти результаты кому-то казались суперскромными, координационная группа во главе с Игорем Реморенко поддержала их, и так получилось, что вскоре идеи Анатолия Пинского стали важной составляющей новых, несравненно более масштабных государственных проектов - приоритетного национального проекта «Образование» (напомню, что школа по условиям конкурсного отбора могла участвовать в конкурсе только при наличии в ней действующего органа государственно-общественного управления и по его ходатайству) и системы комплексных проектов модернизации образования (в которых развитие общественного участия в управлении школой стало одним из 5 главных направлений, по условиям конкурса, авторы региональных проектных заявок должны были представить обязательства по развитию школьных и муниципальных советов, сайтов, публичной отчетности, общественного наблюдения).

Анатолий Пинский был одним из главных инициаторов и разработчиков общего дизайна КПМО и на начальном этапе руководил созданием группы его экспертов. В ходе проекта, стартовавшего уже после безвременного ухода Анатолия Аркадьевича, в 2007-2009 годы не только в 31 регионе - участнике КПМО, но и в большинстве других регионов страны произошел процесс, который, если использовать лексику прошлого столетия, можно было бы назвать триумфальным шествием управляющих советов, а разработки команды Пинского образца 2003-2006 годов стали материалом для дипломных работ студентов, воспринимающих эти совсем недавние предложения и рекомендации как некую признанную классику жанра.

Сегодня идеи Анатолия Пинского о реальном участии общества в управлении школой постепенно и совсем непросто, но все же становятся реальностью школьного образования: созданы и работают региональные, муниципальные, школьные государственно-общественные советы, подготовлена плеяда школьных управляющих, разработаны нормативные документы, узаконивающие деятельность советов, публичную отчетность в образовании, его небывалую ранее открытость, работают сайты и выходят журналы по этой проблематике. По инициативе рабочей группы, созданной А.А.Пинским, зарегистрирован Институт развития государственно-общественного управления образованием (www.irgou.ru ), стратегическая цель деятельности которого - содействовать широкому вовлечению общественности в управление образованием, глубокому укоренению в практике образования принципа государственно-общественного управления, превращению выполнения этого принципа в повседневную реальность российского образования, усилению потенциала образования как фактора развития гражданского общества.

Важным фактором дальнейшего развития процесса институциализации участия общественности в формировании и реализации образовательной политики, преодолении выделенных проблем, закреплении и развитии системных эффектов призвана стать реализация национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и «Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года».

Разработанный МОН РФ по поручению Президента РФ Дмитрия Медведева проект национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» предусматривает обеспечение открытости школьного управления, развитие практики деятельности школьных советов. В документе, подготовленном Правительством РФ (от 17 ноября 2008 г. №1663-р), говорится, что «...к 2012 году управляющие советы будут действовать во всех учреждениях общего образования».

Я уверен, что подход Анатолия Пинского и его группы к созданию и организации практического освоения и внедрения модели управляющих советов войдет в учебники по инновациям в управлении образованием как яркий и поучительный пример комплексного подхода к введению сложных новшеств. В развитии открытости школы на наших глазах и с нашим участием становится явью то, во что искренне верил Анатолий Пинский - один из самых ярких и продуктивных реформаторов российской школы в начале третьего тысячелетия.

Виктор БОЛОТОВ, вице-президент РАО:

- Фактически все основные идеи реформирования школьного образования, когда министром образования был Владимир Филиппов, связаны с именем Анатолия Пинского.

По одним вопросам Анатолий Аркадьевич был лидером, по другим принимал активное участие в обсуждении. Именно он в основном «пробивал» все изменения и в нормативную базу, и в практику образования по нормативно-подушевому финансированию, переходу на укрупненную смету финансирования школы, новую систему оплаты труда учителя, введению в школах управляющих советов, переходу на профильное обучение, развитию государственно-общественного управления школой. Очень активно Анатолий участвовал в обсуждении эксперимента по единому государственному экзамену, независимой итоговой аттестации учащихся 9-х классов, переходу на компетентностное обучение. Важно подчеркнуть, что все идеи, которые предлагал и «двигал» Анатолий, были связаны с его опытом директора созданной им очень нетривиальной школы и поставленным мышлением. При этом «пробивать» свои идеи помогали дар публициста и ораторское мастерство. Сегодня, когда в стране идет обсуждение Новой школы, нам очень не хватает разума и голоса Анатолия. Его уход серьезно замедлил продвижение школьных идей.

С.Суматохин, д.п.н., профессор:

- Широта и системность взглядов Анатолия Аркадьевича, его умение держать удар, оперативно решать разноплановые проблемы всегда вызывали заслуженное уважение. Идеи, которые были осмыслены, предложены и реализованы Анатолием Пинским и его командой, сейчас многие считают общепринятыми, но так было не всегда. В начале 2000-х годов эти идеи необходимо было отстаивать.

Реалии сегодняшнего дня позволяют утверждать, что поступательное движение вперед и системное реформирование общего образования замедлились. Причин тому много. И одна из них - отсутствие идеолога, каким был Анатолий Пинский. Он умел «видеть картинку» и объединять вокруг себя специалистов.