В этом противостоянии можно выделить три основных случая отношения инновации и традиции:

Когда мы стремимся старое, традиционное полностью заменить новым, инновационным, это вариант либо революции, либо замещения (например, сноса ветхого жилья и строительства нового на освободившемся месте).

Когда в привычном традиционном механизме меняется какая-то часть на новую деталь при сохранении целого, это вариант ремонта или покупки новых аксессуаров к старой одежде.

Когда за счет взаимодействия инновационного и традиционного укладов возникает новое как синтез инновационного и традиционного, по моему убеждению, новая школа - это не нечто полностью изменяющее собой традиционный образец и не латание старого платья, а сочетание, взаимодополнение, синергетическое единство традиционного уклада и инновационного. Надо взять лучшее от традиции и лучшее от инноваций и ухитриться это совместить. Это и есть основная проблема управления, ключевая и узловая.

Второй важнейший вопрос - отношение инноваций к целям образования, а лучше сказать - к полноте целей образования. Инновации не самоцель. Нужно исходить из полноты целей общего образования. Например, последние 15 лет в нашем ОУ одновременно осуществляются три инновации.

Первая - театральная педагогика как реализация идей П.М.Ершова (деятельностно-игровая педагогика), в пределе и в пафосе: «Мы рождены для вдохновенья, для звуков сладких и молитв» (А.Пушкин).

Вторая - системо-мыследеятельностный подход, за которым стоят идеи Г.П.Щедлровицкого и достижения отечественной возрастной и педагогической психологии в лице В.В.Давыдова, Д.Б.Эльконина и многих других соратников и последователей, в пределе и в пафосе: «Человек рожден для мысли и действия!». Это линия общих способов и способностей. Линия того, что школа должна учить мыслить.

Третья - ИКТ, школа информатизации, за которой стоят идеи Сеймура Паперта, а шире - идеи открытого информационного общества и изменения поведения человека в этих новых условиях.

Мне, как управленцу, важно именно взаимодополнение этих линий в контексте общего образования (чтобы не свалиться в образование специальное, подобное флюсу).

Для управленца основные точки внимания (и воздействия) - это:

- прививка и проращивание инновации в «инкубаторе» до состояния, когда можно уже говорить о появлении инновационного уклада в ОУ и о появлении команды;

- соорганизация традиционного и инновационного, недопущение прямой борьбы между основными субъектами;

- то же в отношении двух или нескольких инноваций и команд.

- поиск, построение, создание новой жизнеспособной модели ОУ как единого целостного организма, включающего в себя все нарисованные элементы. Это и есть эксклюзивная управленческая задача.

Инновация - разработка системно-мыследеятельностного подхода в нашем Центре образования «Измайлово» осуществляется на протяжении последних 15 лет, причем работа продолжается и сегодня. Несколько лет продолжался этап экспериментальный - работа с незаданным, негарантированным результатом. Мы пытались научиться работать с учащимися с разных возрастов и педагогами, используя принципы ОДИ, на материале основных учебных предметов, а также в связи с эстетическим образованием (театр). Результатом стали несколько восходящих к одному прототипу, но различных новых образовательных форм.

Собственно инновация - это обратный ход, заключающийся в привязке и вписывании найденных в эксперименте вариантов в традиционный уклад без разрушения того и другого и с получением синергетического эффекта. Помимо традиционного уклада у нас созданы две новые формы и служба проектирования и обеспечения инноваций.

Очень важен уровень работы с педагогической деятельностью.

Первая задача - вовлечение педагога в работу по ознакомлению с инновацией (в данном случае - с деятельностной игровой педагогикой), для этой работы должны быть найдены пространство и время. В ходе этой работы происходит первичная проба сил, накапливаются успехи и ошибки, складывается команда педагогов со сложными отношениями внутри.

Вторым важным моментом становится рефлексия существенных моментов нового педагогического опыта по сравнению с традиционным, она специально должна быть организована. В какой-то момент педагог должен быть поставлен в ситуацию самоопределения: как он дальше будет работать. Здесь могут возникнуть разные варианты: отказ от инновации и возврат к традиции, нежелательный вариант - зависание между старым и новым, хороший вариант - дальнейшее движение по инновационному пути.

Преграда на пути к новой школе - то, что сегодня школа занята пустой бумажной работой, в основном не имеющей никакого отношения к непосредственно школьной работе.