Знакомство с федеральными государственными стандартами второго поколения сразу выявляет их качественное отличие от предыдущих. Если стандарты марта 2004 года базируются на описании учебного материала по предметам и темам, то новые стандарты - на системе требований к ожидаемым достижениям учащихся. Это совершенно новое видение модели российской школы. В ней разработчики проекта говорят не только о том, чему и как учить, но и в каких условиях учить. Главным результатом обучения в начальной школе становятся универсальные учебные действия. Нельзя не отметить - это признают все педагоги - новые стандарты предъявляют высокие требования к профессиональной компетенции. Реализация стандарта на уровне апробации показала востребованность свойственных далеко не каждому педагогу функций: аналитических, прогностических, экспертных, организационных. Если учесть, что в возрастном составе преподавателей начального звена много учителей немолодых, с богатым, но консервативным опытом работы, то выявляется весьма значимая проблема: новые стандарты требуют нового учителя. Именно новому учителю с его новыми профессиональными умениями предстоит заменить энциклопедическую информированность российского школьника на приобретение им навыков и развитие прикладных умений и мышления.

Каждая школа сама решает проблему, как же готовить учителя нового поколения. Мы убеждены, что только та школа, у которой существует продуманная и целенаправленная корпоративная система подготовки кадров, имеет основание успешно решать эту проблему. Мы считаем, что в нашей школе такая система сложена. Именно она позволяет нам опираться на достаточно большую авангардную, ядерную группу учителей - молодых и среднего возраста, которая принимает инновации и распространяет их:

- действует весьма насыщенная система обучения внутри школы - семинары, конференции, тренинги, мастер-классы;

- привлекаются внешние ресурсы, однако весьма избирательно, точечно, включая проверенную систему повышения квалификации педагогических кадров возможностями округа и города;

- в школе есть опыт организации и развития системы интернатуры. Ее цель не формальная, а реально полезная стажировка учителей как начального, так и среднего звена на последних курсах педагогического вуза. Нам важно, чтобы учитель прошел путь архитектуры урока, его методического оформления, рефлексии своей деятельности, то есть получил достаточное количество практических занятий, когда для каждого ученика он сможет определить необходимые именно ему методы работы, а не апеллировать к недостаточным способностям ребенка;

- новые стандарты предусматривают введение плотной занятости учащихся после уроков. В этом случае вторая половина дня выступает как дополнительная возможность развития личности ребенка. Однако учитель-предметник во второй половине дня может выполнять миссию педагога дополнительного образования. Но в этом случае велика вероятность того, что учителя-предметники в роли педагога дополнительного образования постараются усадить детей за парты. В силу этого механизм обеспечения второй половины дня требует более детальной проработки.

Привлекательна в федеральных образовательных стандартах второго поколения позиция закрепления ответственности за результаты образования семьи, общества и государства. Идея стандарта как общественного договора - одна из самых ярких. Система образования как отрасль не должна быть самодостаточной и работать только на себя. Способность школы, ее руководителя, педагогического коллектива создать добротную переговорную площадку по вопросам образовательной политики - условие успешности школы, ее умения чувствовать социальный заказ и услышать родителей. В то же время это один из ведущих параметров общественной экспертизы федерального образовательного стандарта нового поколения. В нашей школе создан управляющий совет, в котором одни из главных действующих лиц - родители. Именно через работу управляющего совета родители участвуют в формировании образовательной политики школы. Взаимодействие с родителями процесс сложный, противоречивый, поскольку запросы актуальные и декларированные далеко не всегда совпадают. Именно поэтому возможности управляющего совета школа использует для изучения родительских амбиций и ожиданий, для последующего заключения договора школы и родителей.


Наталья БИРЮК, заместитель директора по УВР школы №26:

- Я считаю, что нам сегодня нужно обратиться к проблеме создания системы оценки качества образования.

В образовательных стандартах нового поколения основные требования к результатам обучения связаны с универсальными учебными умениями, которыми должен владеть каждый учащийся.

Но сложившихся форм контроля, понятных и прижившихся в школе, уже недостаточно. Школам необходима внутренняя система оценки качества образования (количественная и качественная), которая, несомненно, должна быть соотнесена, согласована с окружной, городской. Такая система, во-первых, должна быть открыта и понятна всем участникам образовательного процесса, то есть учащимся, их родителям, учителям, во-вторых, должна показывать динамику образования учащегося.

С одной стороны, первые шаги к созданию такой системы уже сделаны: это уже вошедшие в жизненную практику школы портфолио учащегося и учителя. Но, с другой стороны, чтобы ответить на вопросы, как мерить достижение результатов, как их оценить, необходимы новые компетенции, которыми пока ни учитель, ни администрация не обладают. Один из возможных ресурсов обретения таких знаний и умений - наработки, существующие в сфере бизнеса.

Несомненно, что система оценки по стандартам нового поколения в начальной школе не может быть отдельной - нужна перестройка всей системы. Если не ошибаюсь, в Китае недругам желали жить в эпоху перемен; уверена, что происходящие в российском образовании перемены, обсуждение и согласование их в среде участников образовательного процесса - благо для нашей школы.