В школе он, конечно, опять нахватал двоек. Классная оставила после занятий: «Саша, я вижу, что с тобой что-то происходит. А ведь 9-й класс - это серьезно, надо думать, как жить дальше». Сашка молчал. О чем он мог рассказать ей? О том, что родители уже полгода каждый вечер собираются разводиться, о том, что упрекают друг друга в нехватке денег и внимания. И не дай бог Сашке попасться им на глаза - сразу переключаются на него. «Ладно, Саша, захочешь мне о чем-то рассказать - не стесняйся», - вздохнула классная руководительница. Ее уже где-то ждали. «Чем так жить, лучше умереть», - прошептал себе под нос Сашка, выходя из класса. Он давно уже понял, что никому не нужен.

Сашка пришел домой, достал с антресолей веревку. Шагнул со стола... и рухнул вниз вместе с люстрой. Когда мать пришла с работы, он как раз убирал осколки. «Да это ж наказание какое-то, а не ребенок, ну все портит!» - запричитала она. Бледный Сашка хлопнул дверью своей комнаты. Под подушкой у него была припрятана упаковка снотворного. Сквозь сон он еще слышал голоса родителей - опять ругались. Очнулся Саша уже в больнице.

Через неделю после выписки мать привела Сашу на прием к Светлане Васильевне Лукьяновой, руководителю суицидальной службы Омской областной психиатрической больницы. В последнее время медики отмечают небывалый рост подростковых самоубийств.

- Светлана Васильевна, до середины ХХ века считалось, что самоубийство вообще не присуще детям....

- Не думаю, что самоубийство не присуще детям. Они ведь воспринимают смерть иначе. Им просто хочется спрятаться от проблем. Вспомните классику. Сколько лет было Ромео и Джульетте? И причины так же стары - проблема отцов и детей, одиночество, несчастная любовь. Самоубийство - третья основная причина подростковой и юношеской смертности после несчастных случаев и убийств. Какими бы тревожащими эти данные ни были, они, вероятно, занижены. О самоубийствах не всегда сообщают. Как правило, подростки, которые совершают попытку покончить с собой, психически больными не являются и представляют опасность исключительно для самих себя. Кроме того, самоубийство - это ведь не только петля или таблетки. Алкоголь, наркотики, виртуальная реальность - это тоже способ ухода от проблем. Ведь жизнь - умение преодолевать те или иные препятствия на пути к реализации своих планов и мечтаний. Детей надо этому учить. Практически все самоубийцы одиноки в семье, в школе. Их окружение формально. Их просто не замечают.

- Что же делать?

- Любить своих детей. Потребность любви заложена в каждом человеке, а дети особенно в ней нуждаются. Потребность любви - это желание быть любимым, любить самому, быть частью чего-то. Если эти три составляющие присутствуют в жизни ребенка, он в состоянии решать встающие перед ним проблемы.

Наталья ЯКОВЛЕВА

Омск