Самоубийство - это реакция человека на проблему, кажущуюся непреодолимой, жестокость окружающих, отчуждение, смерть близких, детство, проведенное в разбитой семье, серьезную физическую болезнь, наркоманию. Серьезные внутренние конфликты, возникающие в этом случае, разрушающим образом воздействуют на личность, отнимают душевные силы, выводят из состояния душевного равновесия, ведут к падению активности и утрате интереса к жизни. История каждого случая индивидуальна, но корни суицида не только личностные. Они в значительной мере определяются динамикой жизни, которая все время держит человека в напряжении. Это важно понимать сегодня, когда в СМИ, на ТВ, в разговорах на работе широко обсуждается экономический кризис. Если он человека пока еще и не затронул, но он слышит, что кого-то сократили, у кого-то снизился заработок, он волей или неволей переносит это на себя. Здесь не до детей, не до их проблем. Ребенку передается тревога взрослых. Общее напряжение обостряет чувства и реакции организма. Это надо учитывать.

Психологические особенности, характеризующие суицидальное поведение: погружение в себя, сосредоточение только на своих переживаниях, на своих страданиях, негативное отношение к себе, достигшее своей крайней степени. Самообвинение с безмерным преувеличением своей вины, крайне негативная самооценка. Установлено, что лишь у 10% подростков в случае самоубийства имеется истинное желание покончить с собой, в остальных 90% это крик о помощи. Часто суицидальные действия подростков носят демонстративный характер, осуществляются в виде своеобразного шантажа.

Четвероклассник десяти лет из вполне благополучной семьи выбросился из окна из-за плохой отметки. К сожалению, последние годы экспертизы детского суицида психологам приходится делать все чаще и чаще. За последние годы зафиксирован рост самоубийств детей.

Самый распространенный способ сведения счетов с жизнью - петля, повесились примерно 50% самоубийц. Следующий - выбрасывание из окон и с балконов.

Антигуманное отношение, насилие по отношению к детям, агрессия и жестокость достаточно широко представлены во многих сферах нашей жизни. Социальная ситуация такова, что она не только наносит непоправимый вред здоровью ребенка, травмирует его психику, тормозит развитие его личности, но и влечет за собой и другие тяжелые социальные последствия, формирует социально неприспособленных, инфантильных людей, не желающих трудиться, не умеющих создать здоровую семью, быть хорошими родителями и др.

Двенадцатилетний К. приехал из Средней Азии, из-за разницы в программах он отставал в новой школе по всем предметам. Родители сыну не помогали, но требовали хороших отметок. После каждого родительского собрания мальчика наказывали, устраивали экзекуцию. В тот роковой день мать, получив вызов в школу, отправила сына в ванную привести себя в порядок. Зайдя туда через несколько минут, она нашла сына висящим в петле. Мальчик оставил записку: «Я не хочу идти на собрание, меня опять будут ругать»...

Это наиболее часто встречающийся случай - ребенок настолько боится наказания или настолько устал от давления взрослых, криков и того же наказания, что принимает решение уйти из жизни и сообщает об этом в прощальном письме.

По данным отчета Детского фонда ООН, сейчас Россия относится к странам с наиболее высоким процентом самоубийств (аналогичные высокие цифры суицида приводятся по Латвии, Литве, Новой Зеландии, Словении и Финляндии).

Причинами суицида среди молодежи могут быть и школьные проблемы, связанные с перегрузкой, неуспеваемостью, конфликтами с учителями или сверстниками, а также конфликтные отношения с родителями.

Несмотря на все эти причины, главным, кто решает вопросы выбора между жизнью и смертью, является сам человек. Только от силы его личности зависит выбор между приспособлением к жизненным ситуациям и самоубийством из-за травмирующих его психику обстоятельств.

Самоубийцы обычно отличаются такими индивидуальными психологическими особенностями: ранимость, инфантильность, острота переживаний, склонность к самоанализу, застенчивость, робость, рефлексивность, повышенная чувствительность, недостаток самоконтроля, импульсивность, отсутствие комфортности, склонность к сомнениям, неустойчивость эмоциональной сферы, неуверенность в себе, зависимость от окружающих, несформированность системы ценностей, неспособность адекватно перерабатывать конфликты в межличностной сфере, впечатлительность, интровертированность, возбудимость, неустойчивость настроения, склонность к депрессивным расстройствам, неадекватная самооценка.

По личностному смыслу самоубийства можно классифицировать следующим образом:

Протест или месть

Человек считает, что никто его не любит, никто не понимает. Агрессию на обидчиков он переносит в агрессию на себя.

Призыв

Человек считает, что он никому не нужен, своим поступком он как бы выражает призыв к окружающим о помощи. Цель суицида - изменить ситуацию с помощью других людей.

Избегание

Человек испытывает какое-то страдание и считает, что дальше ему будет еще хуже и он не в силах этого вынести. Единственный способ избежать - это смерть.

Самонаказание

Человек совершил поступок, который он не может себе простить. Происходит как бы раздвоение личности на судью и подсудимого. Наказывая себя, он тем самым искупает свою вину.

Демонстративное суицидальное поведение

Этот вид суицидального поведения предпринимается с единственной целью - воздействовать на окружающих: избавиться от неприятностей, вызвать жалость, сочувствие или просто привлечь к себе внимание, а может быть, и наказать кого-то, вызвав гнев со стороны окружающих. Истинного намерения покончить с жизнью нет.

Аффективное суицидальное поведение

Иногда суицидальные демонстрации могут быть следствием реакции на острые аффективные ситуации. Подобные аффекты у подростка чаще всего могут быть вызваны ударами по самолюбию, унижением в глазах окружающих, утратой надежд.

Истинное суицидальное поведение

Это результат обдуманного решения уйти из жизни. Возможны неоднократные вспышки суицидальных мыслей без осуществления каких-либо попыток. Они обычно могут появляться при ударах жизни по «слабым местам» подростка, особенно если при этом у него возникают представления о собственной неполноценности, и в критических ситуациях могут носить истинный суицидальный характер.

Суицидальные действия обычно совершаются под влиянием цепи неудач, разочарований, причем последней каплей может служить довольно-таки ничтожный повод.

Более подробно об этой проблеме можно узнать из книги «Детский суицид: психологический взгляд». Авторы Ю.Синягин и Н.Синягина.

Юрий Синягин,

доктор психологических наук, профессор, директор Центра планирования и прогнозирования карьеры РАГС при Президенте РФ;

Наталья Синягина,

доктор психологических наук, профессор, директор ФГНУ «Центр исследований проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании и социально-педагогической поддержки детей и молодежи»