Любой кризис позволяет выйти из него обновленным и «подкованным». Не случайно на китайском языке слово «кризис» записывается двумя иероглифами: «опасность» и «возможность». Об этом я всегда говорю студентам, когда читаю курс «Антикризисное управление». Но, строго говоря, это верно не для каждого случая. Потому что рядовой гражданин не может повлиять на кризис, не может выйти из него в более выгодном экономическом положении, как нельзя выйти сухим из воды. Это относится и к сфере образования. Все ее участники - и министры, и директора школ, и простые учителя - не могут влиять на размеры финансирования. Скажут директору, что школе дают в 2 раза меньше денежных средств, и он вынужден будет с этим смириться. Скажут учителю, что повышение зарплаты отменяется, и он должен принять это как факт. Поэтому роль всех работников образования очень проста и крайне пассивна - ждать, когда кризис закончится и опять наступит стабильная эпоха развития и роста.

Но при этом ряд выводов все же необходимо сделать.

1) Необходимо придать образовательным учреждениям более широкую финансовую самостоятельность. Это, во-первых, поможет школам почувствовать себя полноценными участниками экономических отношений, а во-вторых, поможет финансировать некоторые статьи расходов без государственных денег, которых в условиях кризиса на всех не хватает.

2) В России практически не получили распространения такие негосударственные формы финансирования образовательных учреждений, как фонды и ассоциации. А между тем такие организации могут привлекать значительные денежные средства и направлять их на определенные целевые нужды образования, такие как закупка учебной литературы, доплаты учителям, ремонт зданий и т. п.

3) Распределение части средств через саморегулируемые организации с привлечением механизма общественного контроля. Сегодня сделан первый шаг по привлечению общественности к денежному стимулированию наиболее результативных учителей. Но пока по-прежнему последнее слово здесь остается за администрацией школы. Надо расширить сферу общественного влияния на распределение доплат и надбавок.

Согласно последним проведенным исследованиям профессия учителя относится к числу самых устойчивых и надежных во времена нынешнего кризиса. Однако общие расходы на образование, количество управленческого и вспомогательного персонала в школах, число школьных психологов, программистов, логопедов сокращается. И школы это почувствовали на себе.

Поэтому развивать профсоюзное движение в сфере образования (а может, создавать его заново на новых принципах), активизивать деятельность саморегулируемых организаций, активно привлекать финансирование из внебюджетных источников все равно придется. Конечно, если сфера образования не хочет быть полностью зависимой от изменений в экономике страны.

Евгений СМЫШЛЯЕВ,

кандидат экономических наук, учитель экономики лицея города Лобни

Московская область