Публикация приведена в формате PDF:

Скачать/Просмотреть

(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).

Другая часть мероприятий, которая финансировалась в рамках ПНПО, носит компенсационный и сопутствующий характер. Так, финансирование дополнительного ежемесячного вознаграждения за классное руководство за счет средств ПНПО направлено на повышение качества воспитательной работы, но по существу служит мерой повышения оплаты труда учителей и восполнением пробелов в системе оплаты. В условиях тарификации только часть работы педагога подлежала оплате, в первую очередь аудиторная нагрузка, в то время как воспитательная работа либо оплачивалась частично, либо вообще не оплачивалась. Поэтому вознаграждение за классное руководство было призвано компенсировать эти пробелы в системе оплаты труда учителей. В 2009 году предполагалось передать финансирование этого мероприятия на региональные бюджеты, но кризис и возможный обвал региональных бюджетов поставили под сомнение выполнение этих обязательств регионами. В связи с этим решено сохранить финансирование этого мероприятия в рамках ПНПО в 2009 году практически в том же размере. Общий объем финансовых средств, направляемых на это, составляет более 11,5 миллиарда рублей в год, т. е. за три года реализации национального проекта израсходовано 34,3 миллиарда. В этом году финансирование составит (с учетом снижения численности учеников) 11,2 миллиарда рублей. Значение финансирования этого мероприятия заключается не в поддержке инноваций или лидеров, а в сохранении социальной стабильности и защите интересов учителей во всех регионах России. Это «защитная» мера, а не стимулирующая.

К мерам сопутствующего характера можно отнести сохранение оплаты интернет-трафика. Оснащение образовательных учреждений компьютерной техникой в рамках ПНПО беспрецедентно. Россия за счет средств нацпроекта сделала решительный шаг к компьютеризации образования. Однако эту меру пришлось бы признать неэффективной, если бы школам не оплачивался интернет-трафик. В 2009 году финансирование этого мероприятия предполагалось передать на региональный уровень, но опять-таки в связи с экономическим кризисом принято решение о сохранении финансирования в размере 1,1 миллиарда рублей в 2009 году за счет средств ПНПО.

Собственно, к инновационным мерам можно отнести следующие мероприятия в рамках нацпроекта:

Введение инновационных образовательных программ в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях - общий объем ежегодного финансирования на конкурсной основе 3 миллиарда рублей.

Введение инновационных образовательных программ высшего профессионального образования - финансирование на конкурсной основе в размере 5 миллиардов рублей (2006), 15 миллиардов (2007) и 10 миллиардов (2008). Поддержано 57 вузов (17 на первом этапе и 40 на втором этапе).

Государственная поддержка подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств (начальное и среднее профессиональное образование) - размер ежегодной поддержки на конкурсной основе на условиях софинансирования 1,8 миллиарда рублей. Проект реализуется с 2007 по 2009 год.

Внедрение современных образовательных технологий - общий объем финансирования с 2006 по 2009 годы - 8,2 миллиарда рублей.

Развитие сети национальных университетов и других образовательных учреждений - общий объем финансирования с 2006 по 2009 год - 14,25 миллиарда рублей.

Региональные комплексные проекты модернизации образования - общий объем финансирования с 2007 по 2009 год на конкурсной основе по принципу «деньги в обмен на обязательства» - 14,5 миллиарда рублей + дополнительное софинансирование со стороны регионов в размере 30 миллиардов.

Для реализации этих направлений были задействованы новые экономические механизмы. В частности, деньги распределялись на конкурсной основе по заявкам под реализацию будущих проектов. Ключевым для реализации комплексных проектов модернизации образования было условие софинансирования и предоставления федеральной помощи по принципу «деньги в обмен на обязательства». Это дало серьезный толчок институциональным изменениям в региональных системах образования.

В рамках комплексных проектов модернизации образования на региональном уровне на практике реализуется новая управленческая технология - регионы осваивают проектный менеджмент, что называется, на марше, не останавливая процессы в школьном образовании. Ключевые звенья новой управленческой технологии включают:

Разработку плана реформирования по направлениям комплексного проекта модернизации региональной системы образования - заявка региона на участие в конкурсе, подготовленная до начала проекта, с обязательствами по достижению измеримых индикаторов и показателей представляет собой письменный документ, подписанный губернатором, в котором изложены и обоснованы цели, задачи, состав мероприятий, график реализации, а также финансово-экономические обоснования.

Создание стратегической команды, которая проектирует будущее региональной системы образования и несет ответственность за реализацию стратегии достижения запланированных результатов.

Использование механизмов софинансирования проекта - федеральные, региональные и муниципальные источники.

Формирование новой нормативно-правовой среды - принятие документов регионального, муниципального и школьного уровней, обеспечивающих институционализацию изменений в соответствии с намеченными целями, поставленными задачами и стратегией реализации.

Подготовку кадров и повышение квалификации как администраторов образовательных учреждений, так и педагогических кадров и общественных управляющих.

Взаимосвязь направлений реформирования - обеспечение организационных, экономических и материально-технических изменений.

Консультационное, методическое и информационное сопровождение проекта.

Сквозной электронный мониторинг - полную доступность и прозрачность информации, предоставляемой школами, муниципалитетами и регионами.

Хочется подчеркнуть, что такого масштаба комплексных проектов в образовании до этого не осуществлялось.

В рамках взятых на себя обязательств регионам удалось существенно поднять зарплату учителям, внедрить нормативно-подушевое финансирование, существенно повысить долю школьников, обучающихся в современных условиях, институционализировать общественные органы самоуправления в школах.

Так, например, практически все регионы к концу 2008 года вдвое повысили зарплату учителей. Если в 2006 году она колебалась в пределах 4-8 тысяч рублей для регионов без северных надбавок и коэффициентов, то в 2008-м зарплата колеблется в пределах 10-16 тысяч, достигая 18 тысяч рублей в регионах, имеющих северные надбавки и коэффициенты.

Доля стимулирующей части в фонде оплаты труда учителей составляла по итогам мониторинга в 2008 году от 7 процентов в Республике Карелия до 20 процентов в Краснодарском крае.

Ирина АБАНКИНА,

директор Института развития образования ГУ - ВШЭ;

Татьяна АБАНКИНА,

директор Центра прикладных экономических исследований и разработок