Статфакт

Более 1/3 зданий, относящихся к системе образования России, нуждаются в капитальном ремонте или реконструкции. 6,5 процента из них находятся в аварийном состоянии.

Лишь 46,7 процента российских школ имеют все виды благоустройства.

По данным Минобрнауки России, в 283 школах в минувшем учебном году не велся образовательный процесс из-за аварийного состояния зданий.

В минувшем учебном году Роспотребнадзор приостановил работу 36 школ по причине аварийного состояния учебных зданий. В ходе проверки Роспотребнадзора выяснилось, что больше всего аварийных школ находится в Амурской области, Якутии и Хакасии.

В стране есть школы, своего рода рекордсмены по количеству лет, проведенных без капремонта. Так, в здании московской школы №459 капитальный ремонт не производился 105 лет. Его санитарно-техническое состояние признано неудовлетворительным в конце 2008 года.

В 2009 году для проведения противоаварийных работ в российских школах в бюджетах субъектов РФ и органов местного самоуправления запланировано 12,68 миллиарда рублей.

По сравнению с 2004 годом количество учебных заведений России, находящихся в аварийном состоянии, снизилось в 2,5 раза. В 2004 году их насчитывалось 2,5 тысячи, по данным на конец 2008 года - 954.

Вопреки замыслу законодательства в солидном количестве этих конкурсов как раз присутствует коррупционная составляющая. Несколько подрядных организаций заранее договариваются между собой, специально сбивая цены или завышая их. Часто в конкурсе побеждают те строительные организации, у которых нет нужной техники и высококвалифицированного кадрового состава. И самая главная проблема - очень немногие директора школ и заведующие детскими садами являются хозяйственниками. И их незнанием тонкостей строительных и ремонтных работ активно пользуются недобросовестные фирмы. Когда образовательные учреждения получат статус автономных, ситуация еще больше усугубится.

После проведения некачественного ремонта через два года та же самая школа вынуждена вновь заказывать ремонт. Таким образом, государство тратит гораздо больше бюджетных средств, чем могло бы. Что же делать? Менять законодательство? Вводить в штаты школ инженеров? Мне ближе опыт европейских стран, где, если у директора потек кран в школе, он ничего не делает, кроме звонка в местный муниципалитет. Приходят специалисты и решают проблему. А руководитель школы должен заниматься другим - организацией образовательного и воспитательного процесса.