Инесса Сабирова, учитель математики школы №165 города Казани, - лучший классный руководитель. Это о ней говорят в Татарстане: «Личность воспитывает личность». В прошлом году она участвовала во Всероссийском конкурсе «Воспитать человека» в числе десяти лучших классных руководителей страны. Ее кладовая педагогического мастерства (так назывался один из этапов этого соревнования) оказалась богатой самобытными идеями. Ее умение общаться с детьми, увлечь оригинальными, захватывающими внимание всех учеников заданиями произвело впечатление не только на членов жюри, но и на гостей, самих ребят, которые после занятия долго не хотели расставаться с Инессой Евгеньевной. Это была, как говорится, любовь с первого взгляда.

Когда Инесса Сабирова в числе других участников конкурса уезжала из Владикавказа, на вокзал пришли ее провожать все ребята из этого класса со своими национальными пирогами и фруктами. Так легко подружиться с подростками, вызвать у них любовь и восхищение может далеко не каждый даже очень хороший педагог. Уже эти штрихи к портрету Инессы Сабировой говорят о том, что она владеет природным педагогическим даром. Ее мама тоже учитель и еще преподает в школе. По словам коллег, она легко находит душевный отзвук даже у самых ершистых и неуправляемых подростков. Все они в благодарность за доброту и тепло ее стараются проявить себя с лучшей стороны. Инесса Сабирова называет детей только по имени. «Вроде бы мелочь, - говорит она, - а на самом деле нет. Имя - это мостик, соединяющий людей, ведь для человека нет ничего приятнее собственного имени. А моя мама называет своих учеников по имени-отчеству. Она уверена, что это им прибавляет самоуважения и ответственности».

У Инессы Сабировой своя философия воспитания, которая заключается в совместном с детьми поиске ценностей, норм и законов жизни. Сообща они определяют цели, а также пути преодоления возникающих препятствий. «Школа, - считает она, - не должна готовить детей к жизни, она сама должна быть той жизнью, в которую погружена развивающаяся личность».

Ее концепция воспитания включает несколько идей. Она состоит из двух основных направлений: социализации и индивидуализации. Классный руководитель создает условия для самовоспитания ребенка, саморазвития и самореализации. Он сам открывает свои способности, свои возможности, свои способы взаимодействия с миром. Он не преподносит истину, а учит ее находить.

И как итог, питомцы Инессы Сабировой отличаются стремлением к самоопределению, к свободному индивидуальному поиску, толерантным отношением к многообразию идей, знаний, культурных ценностей, которые есть в современном обществе. «Эта идея особенно актуальна, - считает Инесса Евгеньевна, - в Татарстане как многонациональном и поликультурном пространстве».

Воспитательная технология Инессы Сабировой может заинтересовать и других классных руководителей: она учит ребят соотносить свои жизненные цели со своими возможностями, уметь анализировать свое прошлое и настоящее, прогнозировать будущее, разрабатывать стратегию жизненного пути, систему планирования карьеры.

Она воспитывает лидеров, личностей, причем они не подавляют один другого, не верховодят. Ее класс не просто хороший коллектив, а большая семья, где каждый делает то, что умеет лучше остальных, и этим ценен.

Все это достигается благодаря незаметному влиянию на каждого ребенка. Ведь воспитание - штучный процесс. Вот Инесса Сабирова говорит с девочкой о каких-то на первый взгляд незначительных вещах, а на самом деле она ее воспитывает. Чего девочка, впрочем, тоже не замечает. Чтобы лучше узнать каждого, она знакомится не только с его родителями, но и с его друзьями, интересуется увлечениями своего ученика, его проблемами.

Как мать в большой семье, она воспринимает не всех вместе, а каждого ребенка в отдельности, потому что все отличаются друг от друга не только возрастом, но и характером, темпераментом, способностями, здоровьем.

Чем более взрослеют ее воспитанники, тем реже Инесса Евгеньевна обращается к ним с какой-то идеей. Они сами придумывают увлекательное дело для всего класса. Как-то ребята предложили поход в лес с ночлегом. Инесса Евгеньевна одобрила: она хорошо понимала, что именно в этом возрасте возникает жажда приключений, преодоления трудностей, встречающихся в походе. Она предложила подросткам записаться в туристический клуб «Простор». И начались большие и не очень путешествия по республике. Спустя какое-то время родители с радостью сообщали классному руководителю, что их дети стали более собранными, умелыми, более выносливыми.

Не менее важна и эстетическая сторона этих походов. Ее ученики научились по-настоящему видеть и ценить чарующие пейзажи родного края. Туристические путешествия по республике вылились в поездки по стране. Инесса Сабирова побывала с ними в Москве, Санкт-Петербурге, всем классом они отдыхали в Анапе. Кстати, поездка в Санкт-Петербург была наградой администрации города за победу в республиканском конкурсе «Лучший классный руководитель».

А потом появилось еще одно увлечение... футбол. Мальчикам захотелось не просто гонять мяч, а участвовать в соревнованиях. «Хорошо, - согласилась Инесса Евгеньевна, - только всю организацию вы полностью возьмете на себя, я ведь плохо разбираюсь в футболе».

Получив полную свободу, ребята сами составили турнирную таблицу, договорились с учениками из параллельных классов, пригласили друзей, учителей, родителей. Девочки выпускали фоторепортажи о ходе соревнования. Спортивный праздник закончился чествованием победителей и концертом, подготовленным девочками.

- К концу десятого класса, - рассказывает Инесса Сабирова, - у нас создался коллектив с четкими установками на успех. Кстати, своих детей я ориентирую не только на успешность, чтобы погоня за успехом не стала целью их жизни. Ведь жизнь - понятие более широкое, чем зарабатывание денег. Счастливые люди, а я хочу, чтобы мои ребята были счастливыми, умеют получать удовольствие от творчества, от общения с природой, с искусством. Я вовсе не за то, чтобы им внушать, что бедность сродни духовности. По моим наблюдениям, бедные редко бывают духовными.

А еще ее детям присуще богатство души, они щедры на доброту, заботу, участие. Им приятнее что-то отдавать, чем получать. 2007 год в Татарстане проходил под знаком благотворительности. Тогда ученики Инессы Сабировой активно включились в волонтерское движение. Они выступали в детских домах с концертами, собирали игрушки и одежду для детей-сирот. А еще занимались предпринимательством, оказывали услуги - видео- и фотосъемки, монтировали клипы. Часть заработанных денег перечисляли в детский дом.

Из многих традиций, сложившихся в ее классе, особое место занимает увлечение театром. Каждое посещение - настоящий праздник. К нему готовятся заранее. Ребята обязательно преподносят цветы актерам, участвуют в обсуждении спектакля. Инессе Сабировой радостно было наблюдать, как с годами ее ученики становились истинными ценителями сценического искусства. А Катя Полушина, Ильгизар Хайрутдинов, Лена Горячева, Жанна Сафонова и Саша Германов заняли первое место в конкурсе школьных театров. Театралы создали клуб «Юные режиссеры». И начали снимать фильмы. В них очень ярко прослеживается эмоциональное развитие детей. Юных зрителей покорили их фильмы «Не судите строго», «Мечты сбудутся», «Казань - город добрых людей». Театр облагораживает и зрителей, и самих актеров. То же самое можно сказать и о фильмах. В ее классе был мальчик - Женя Пузырев, у которого, как и у персонажа Корнея Чуковского, все исчезало, пропадало - «Одеяло убежало, улетела простыня». И вот главную роль в фильме доверили Жене. Он начал готовиться с невиданным ранее упорством. Хорошо сыграл. С той поры мальчик изменился. Теперь он всегда подтянут, аккуратен, уверен в себе.

Инесса Евгеньевна преподает математику. И ее любовь к царице наук передается детям. Почти все они отдают предпочтение точным наукам. А еще в ее классе существует культ знаний. Ребята побеждают во многих олимпиадах, интеллектуальных марафонах. Все предметы, а не только математику, преподают здесь на высоком уровне, потому что учителей-предметников выбирают сами ученики и их родители. В прошлом году из 27 ее выпускников 11 получили медали. В этом году у Инессы Сабировой были пятиклассники.

- Я не могу без классного руководства, - уверена Инесса Евгеньевна, - потому что чувствую, что дети нуждаются в моей любви и тепле, заботливом отношении. Я постоянно учусь у них непосредственности, жизнелюбию и способности помнить только хорошее.

Маргарита КУРГАНОВА

Казань