Победителями стали:

I место - учитель черчения и изо средней школы №3 Диана СКЛАДАННАЯ из поселка Ханымей Ямало-Ненецкого округа и учитель начальных классов Ольга СВИНИНА из поселка Малиновка Кемеровской области;

II место - учитель русского языка и литературы Светлана КЛИМОВИЧ из Москаленского лицея, поселок Москаленки Омской области;

III место - Марина ЛАПИНА, учитель математики из 251-й школы Москвы, и заслуженный учитель РФ Лидия ДРЯХЛИЦЫНА, более 47 лет проработавшая в средней школе №12 Северодвинска (Архангельская область).

В редакцию пришло более 30 работ из самых различных регионов России. Примечательно, что наиболее активными оказались наши читатели из Сибири. Больше всего советов молодым коллегам прислали педагоги из Омской, Новосибирской, Кемеровской областей. Консультативная линия работала по двум направлениям: «Каждый педагог обязан» и «Не делайте этого ни в коем случае». К сожалению, не все из приславших работы придерживались заданных условий конкурса. Многие направили советы в произвольной форме, тем не менее при подведении итогов независимые эксперты старались учитывать не столько соответствие формату, сколько суть самой работы, ее методическую и педагогическую ценность, возможность практического использования молодыми учителями. В этом отношении, думаем, весьма полезна будет работа Ольги Свининой. Вот несколько ее советов молодым педагогам:

«Входи в класс с улыбкой. При встрече загляни каждому в глаза, узнай его настроение и поддержи, если ему грустно. В общении с родителями своих учеников помни, что их дети - самое дорогое в жизни. Будь умен и тактичен. Находи нужные слова. Постарайся не обидеть и не унизить их достоинство. Помни, что двойка очень вредна для формирования характера. Найди возможным не увлекаться этой отметкой». Кроме того, Ольга Валерьевна все свои советы проиллюстрировала фотографиями из жизни своих учеников, по сути сделав своеобразный репортаж об учительской работе.

Материалы, присланные учителем черчения и изо Дианой Складанной, отличаются обстоятельностью. Здесь не только советы коллегам, но и методические рекомендации, которые помогут молодому учителю изо.

Работа Светланы Климович более прагматична, однако выполнена с учетом требуемого формата, вот ее советы в направлении «Не делайте этого ни в коем случае»: «Не критикуйте другого учителя при учениках», «Не смейте оскорблять ученика, каким бы плохим он не был», «Не жестикулируйте перед учениками. Это их отвлекает», «Не создавайте сами конфликтную ситуацию, старайтесь идти на компромисс», «Не будьте слишком строги, найдите место шутке на уроке», «Не прерывайте ответ ученика. Не обрывайте его на полуслове, даже если ребенок дает неправильный ответ», «Не наказывайте дважды за одно и то же». Лучшие присланные советы всех участников конкурса будут публиковаться в рубрике «Совет коллеге».

Примечательно, что на конкурс пришла работа из музея «Народное образование Симбирской губернии в 70-80-е годы XIX века». Здесь хранятся многочисленные работы по педагогике и методике инспектора начальных народных училищ Симбирской губернии Андрея Ивановича Анастасиева. Особую известность он получил как автор настольного справочника «Руководство для учителей и учительниц начальных народных училищ». Вот некоторые из них: «Не рассчитывай на быстрый успех, не будь нетерпеливым, не падай духом», «Держись на уроке серьезно - ты исполняешь свой долг, а к долгу относятся серьезно», «Не говори ничего, не идущего к делу», «Научись правильно ставить вопросы: пусть они будут ясны по содержанию, кратки по форме и правильны грамматически», «Ежедневно повторяй, что ты существуешь ради учеников, а не они ради тебя», «Ищи причину недостаточного успеха главным образом в себе», «После каждого урока отдавай себе отчет в том, подвинул ли ты вперед своих учеников на пути их умственного и духовного развития».

История образования, если всмотреться в нее внимательно, не столько взгляд в прошлое, сколько в будущее.

Поздравляем победителей и благодарим всех, кто принял участие в конкурсе. Все наши победители получат дипломы «Учительской газеты» и призы - мультимедиадиски, любезно предоставленные электронным периодическим альманахом «Вопросы информатизации обучения».