В ней приняли участие сопредседатель оргкомитета конференции Людмила Путина, патронирующая Центр межличностных коммуникаций, министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, а также президент РАО Николай Никандров. На форум приехали представители более 30 стран мира и свыше 70 регионов России.

- Институт был создан в сложное для страны время - в 1944 году, у его истоков стоял профессор Николай Семашко. Главными же все эти годы для нас оставались проблемы адаптации детей к школьным нагрузкам, формирования физиологических механизмов познавательной деятельности ребенка, его роста и физического развития, - отметила на открытии конференции ректор Института развития возрастной физиологии РАО, академик Марьяна Безруких. - Кроме того, одна из важнейших наших задач - подготовка пособий для студентов педвузов - будущих педагогов и школьных психологов.

Марьяна Михайловна рассказала и о той работе, которую ведет институт в рамках предшкольного образования. Так, в издательстве «Дрофа» выпущены учебно-методические комплекты «Ступеньки к школе» и «Ступеньки к грамоте». Для предотвращения вредных привычек, так называемых болезней поведения, Институт выпустил учебно-методический комплект «Все цвета, кроме черного» (тоже изданный в «Дрофе»).

Диагностический центр института ведет активную консультативную работу с детьми, имеющими трудности в общении и обучении. Специалисты проводят их комплексную диагностику.

- Без серьезной работы с родителями помочь ребенку очень трудно, - считает Марьяна Михайловна. - Поэтому отдельное направление работы Института возрастной физиологии - издание пособий для родителей. Их сегодня уже более 100.

- Сейчас завершается работа над государственными образовательными стандартами нового поколения, наша задача - сделать так, чтобы они соответствовали возрастным возможностям детей, учитывали особенности каждого ребенка, - заметил Андрей Фурсенко. - Бессмысленно «загружать» детей огромным количеством информации, ее надо давать столько, сколько ребенок может «переварить» и потом использовать в жизни.

На конференции обсуждались самые актуальные проблемы возрастной физиологии и психофизиологии: как помочь детям с синдромом дефицита внимания, генетические и социальные факторы в развитии агрессивности, дополнительные образовательные программы для детей с трудностями в обучении.