Подготовительная работа: сочинение рассказов.

Эпиграф мероприятия: «Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда нечего больше сказать» (И.Лафатер, мыслитель ХVIII века).

Учитель: Наука и техника сегодня далеко шагнули вперед и перевернули всю нашу жизнь. Почти невозможно представить современного человека без телевизора, компьютера, телефона. Ну а без телефона сейчас особенно трудно обойтись, ведь общение по телефону занимает значительную часть нашего времени. Об этике телефонных разговоров и пойдет сегодня речь. Вы усвоите правила телефонного общения, и к концу нашего занятия мы с вами составим «Проспект телефонных переговоров».

А все ли мы знаем об этикете телефонных разговоров? Попробуем выяснить, а начнем с того, что определим время, когда можно звонить по правилам этикета.

Итак, в какое время удобно звонить?

а) После 7 утра и до 11 вечера по будням.

б) С 9 утра до 12 часов дня или с 15 до 10 вечера по будням.*

в) В выходной - кто-нибудь все равно есть дома.

(Здесь и далее правильный ответ отмечен знаком *.)

Ребята выбирают варианты, обосновывают свой выбор.

1-й ученик: Какие выводы из нашего обсуждения нужно сделать?

Прежде всего еще до того, как ты наберешь номер, следует подумать:

- Не беспокоишь ли ты того, кому звонишь?

- Будет ли твой звонок приятен?

- Заслуживают ли твои вопросы того, чтобы ради них отвлекать людей?

2-й ученик:

Через поле и лесок

Подается голосок.

Он бежит по проводам -

Скажешь здесь, а слышно там.

Дети разыгрывают две сценки.

1-й эпизод: В класс входит мальчик с мобильным телефоном, набирает номер и начинает говорить:

- Ну, э-э, я, короче, мне Саша нужен. Я это, ну, не был вчера, э-э... короче, не был в школе, ну вот, м-м... короче, нужно это узнать, что задали, ну... по литературе.

Дети обсуждают ситуацию.

Учитель: Нужно стремиться в совершенстве владеть устной речью, ведь через речь мы узнаем об интеллекте человека и его культуре. Слово - средство общения и воздействия на людей. Нельзя загрязнять свою речь словечками вроде «ну», «вот», «значит», «это», «короче», а также всевозможными мычаниями и заиканиями. Это слова-паразиты. Они словно прилипают к тексту и отягощают его своим присутствием. Если их изъять из своей речи, то смысл от этого нисколько не изменится. Речь станет чистой, легкой и более верной с точки зрения телефонного общения.

Тот, кто звонит, после слов приветствия должен представиться первый. А может, кто-то из вас попробует сделать это правильно?

Дети пробуют решить ситуацию.

Правильно:

- Здравствуйте. Это звонит Миша Новиков. Будьте добры, позовите к телефону Сашу.

2-й эпизод: В класс входит девочка с телефоном, набирает номер и ведет беседу:

- Здравствуйте. Это звонит Катя Сомова, одноклассница Вики. Будьте добры и так любезны, если вас не затруднит, позовите, пожалуйста, мне очень нужно к телефону Вику. Я бы очень хотела, если это возможно, узнать у нее домашнее задание по биологии, меня не было в школе.

Дети обсуждают ситуацию.

1-й ученик: Народная мудрость гласит: «От приветливых слов язык не отсохнет», и, конечно же, без «пожалуйста» и «спасибо» нельзя обойтись. Но излишняя вежливость, как и слова-паразиты, неуместна. Как же правильно говорить по телефону?

Речь должна быть:

- краткой;

- ясной;

- предельно простой.

Учитель: Давайте попробуем сделать это правильно.

Дети предлагают свои варианты разговора по телефону в данной ситуации.

Детям раздают первый лист «Телефонного проспекта».

Телефонный проспект

Время телефонного общения:

с 9 до 12 часов и с 15 до 21 часа.

Как правильно говорить?

Речь должна быть:

краткой;

ясной;

предельно простой.

2-й ученик: Очень важно правильно отвечать на телефонный звонок. Нужно, подняв трубку, сказать: «Я слушаю!», «Алло!». Ответив на приветствие, нужно выполнить просьбу. Давайте проведем конкурс знатоков «Телефонных переговоров».

1. Вы сняли трубку, но к телефону просят позвать маму, а ее нет дома. Что вы ответите?

а) Сначала спрошу: «Кто это звонит?»

б) Скажу: «Мамы нет» и положу трубку.

в) Скажу: «Я слушаю! Здравствуйте! Ее, к сожалению, сейчас нет дома, вы не могли бы перезвонить через два часа?»*

2. Вы сняли трубку, а к телефону попросили подойти младшую сестру. Как вы поступите?

а) Сначала спрошу: «Зачем?»

б) Молча положу трубку и позову сестру.

в) Скажу: «Подождите, пожалуйста, сейчас позову».*

3. Вы сняли трубку, но во время разговора телефон внезапно отключился. Кто должен перезвонить?

а) Не важно.

б) Вы.

в) Тот, кто звонил вам.*

4. Вы сняли трубку и разговариваете по телефону. А в это время вам позвонили в дверь. Что делать?

а) Попрошу собеседника подождать у телефона.

б) Буду открывать дверь с телефоном в руках, не прерывая беседу.

в) Извинюсь перед собеседником и скажу, что перезвоню ему попозже.*

5. Вы сняли трубку, опять звонит друг вашего младшего брата и просит позвать его к телефону. Но брата нет дома. Что вы ответите?

а) Буркну: «Опять ты, я же уже говорил, его нет дома».

б) Буду допытываться, зачем ему нужен мой младший брат.

в) Скажу: «Ему что-нибудь передать? Он мог бы тебе сам перезвонить, когда вернется домой».*

6. Вы сняли трубку, позвонил ваш любимый друг, чтобы поговорить, но вы смотрели по телевизору долгожданный фильм. Как вы поступите?

а) Поговорю немного, следя за действиями на экране и слушая друга.

б) Скажу: «Позвони потом, я смотрю телевизор».

в) Скажу так: «Извини, сейчас не могу с тобой разговаривать. Позвоню тебе позже. Скажи, во сколько лучше перезвонить?»*

7. Вы сняли трубку и понимаете, что человек, который с вами разговаривает, ошибся номером. Как вы отреагируете?

а) Продолжите слушать.

б) Молча положите трубку.

в) Скажете так: «Очевидно, вы ошиблись номером. Это номер такой-то».*

8. Вы сняли трубку, ваша подруга очень хочет выговориться, а у вас есть время ее выслушать. Как себя вести?

Последняя ситуация дается без вариантов ответа. Дети обсуждают, как себя вести в данной беседе.

Учитель: И еще одно важное правило телефонного этикета - умение вести беседу. Во время разговора слушайте внимательно, не перебивайте собеседника. Избегайте говорить невпопад. Умеренный тон выгоден вам: вы внушаете доверие, уважаете точку зрения других. Не спорьте с собеседником и не пытайтесь истолковать его слова до того, как он закончил говорить. «Какая беда, когда человеку не хватает ума, чтобы хорошо говорить, ни здравого смысла, чтобы промолчать».

Детям раздают второй лист «Телефонного проспекта».

Как правильно слушать?

Демонстрируйте интерес к тому, что говорит собеседник.

Слушайте внимательно, не перебивайте.

Задавайте правильные и уместные вопросы.

Не принижайте собеседника.

Не превращайте разговор в допрос или испытание.

1-й ученик: Важно не только умение хорошо говорить и слушать, но и умение закончить разговор.

С кем бы вы ни разговаривали, надо уметь прекратить разговор в нужный момент. Для этого достаточно быть внимательным и уловить первые признаки нетерпения у вашего собеседника.

2-й ученик: Из уважения к окружающим старайтесь не навязывать свои телефонные разговоры тем, кто находится рядом с вами в метро, автобусе, кафе, музыкальной школе, театре. Не забывайте, что сотовый телефон необходимо выключать при любых обстоятельствах, когда он, безусловно, может помешать. К тому же вид человека, разговаривающего в общественном месте по мобильному телефону, вызывает у многих раздражение.

Учитель: На Руси издавна говорили, что мудрость не имеет границ, и так думают все народы мира. Давайте переведем на русский язык пословицы народов мира об уме, языке, речи.

Игра «Мудрость не имеет границ».

1. У кого болтливый рот, у того тело в синяках (английская). - Язык мой - враг мой.

2. Словами поле не засеешь (лакская). - Дела словом не заменишь.

3. От общения с хорошим человеком наберешься только хорошего (абхазская). - С кем поведешься, от того и наберешься.

4. Слушай мудрых - умнее будешь, говори меньше - сильнее станешь (японская). - Слушай больше, а говори меньше.

5. Тот не заблудится, кто спрашивает (итальянская). - Язык до Киева доведет.

Учитель: с ростом количества автоответчиков и телефонов растет и число так называемых телефонных шутников. Так ли уж это невинно? Ну подумаешь, позвонил кому-нибудь, сказал что-нибудь, разыграл какого-нибудь пенсионера... Что в этом такого? Это же не всерьез!

Для тебя - да, не всерьез. А представь себе человека, которому ты позвонил. Может, он ждет важного звонка, и ты его отрываешь от дела. Может быть, ему самому нужно срочно позвонить, вызвать «скорую помощь»... Да он, может быть, просто спит! А тут ты со своими неуместными шутками!

Еще хуже ложные вызовы пожарной команды, службы МЧС, ложные сообщения о заложенной в школе бомбе... Вдумайтесь, ведь спасательным службам приходится выезжать по вызову, эвакуировать людей. Во имя спасения жизни людей выезжают специальные группы - милиционеры, криминалисты, кинологи. Все это стоит огромных денег!

А вдруг реальная угроза и туда уже некому выехать? А если где-то действительно случится чрезвычайная ситуация и из-за тебя пострадают люди, они станут жертвой твоего хулиганского поступка?

Кстати, а знаешь ли ты, что телефонного хулигана легко вычислить?

Каждому телефонному хулигану нужно знать, что за преступлением обязательно последует наказание.

Детям раздают третий лист «Телефонного проспекта».

Телефонный проспект

Запомни, ложные вызовы спасательных служб и хулиганство по телефону - большие штрафы и отключение телефона!

Учитель: Без сомнения, телефон может стать бесценным средством общения с друзьями, родителями, знакомыми, но ради всеобщего благополучия необходимо научиться пользоваться им. Звонить по телефону - это ежедневная привычка; однако привычка никоим образом не оправдывает пренебрежения правилами хорошего воспитания.

И последнее. Очень важно запомнить короткое, но удивительно верное изречение: «По телефону слышно, что вы улыбаетесь!» Это главное условие успешного телефонного разговора. Ведь именно улыбка демонстрирует уверенность. А уверенный и целеустремленный человек добьется всего, чего желает.

Дети получают обложку «Телефонного проспекта».

Телефонные переговоры

Секреты этикета

Раушания ШАЯХМЕТОВА,

учитель начальных классов средней школы села Новая Отрадовка Республика Башкортостан