Тема становится актуальной в связи с тем, что сегодня ослабевают социальные связи между поколениями, наблюдается тенденция к ослаблению родственных связей. Иногда люди разных поколений, столкнувшись с жизненными трудностями, замыкаются в себе, теряют уверенность в завтрашнем дне, забывая, что близкие всегда готовы прийти на помощь. «Встречи» помогают каждому человеку почувствовать свою социальную значимость, понять, что он не одинок в этом мире. Часто люди бывают категоричны в оценке взглядов, поступков своих детей, родителей, бабушек и дедушек, внуков. «Встречи» помогают и взрослым и детям формировать умение терпимо относиться к чужому мнению, воспитывают способность воспринимать другую (в том числе противоположную) точку зрения.

Практическая значимость «встреч» заключается в том, что люди разных поколений приобретают бесценный опыт взаимодействия. Участники «встреч» в доверительной, дружеской обстановке могут обсудить злободневные вопросы, выслушать различные точки зрения по какой-либо проблеме, совместными усилиями найти пути выхода из сложных жизненных ситуаций. Для детей порой становятся открытием некоторые периоды жизни старших поколений, а взрослые иначе начинают оценивать причины поведения своих сыновей и дочерей.

Учащиеся принимают самое активное, деятельное участие в подготовке и проведении «Встреч трех поколений». Ребята сами проводят необходимые социологические исследования, включая в эту работу своих мам и пап, бабушек и дедушек, выпускают газеты, изготавливают печатные материалы, оформляют кабинет для встречи, сами предлагают идеи, позволяющие разнообразить мероприятия. По завершении «встреч» все участники собираются за чашкой чая и в теплой обстановке обсуждают прошедшее мероприятие. После «встреч» учащиеся, как правило, еще долго обсуждают вопросы, мнения представителей поколений.

«Встречи трех поколений» могут быть полезными для разных возрастных групп учащихся - с 5-х по 11-е классы. Думаю, что некоторые темы вполне подойдут и для начальной школы.

Примерная тематика «Встреч трех поколений»

1. Детство - пора золотая

(с 4-5-го класса, 10-11 лет).

2. Школьные годы чудесные

(с 9-го класса, 14-15 лет).

3. Великая Отечественная война глазами моего поколения

(с 7-9-го класса, 12-13 лет).

4. Избирательное право: вчера, сегодня, завтра (с 10-го класса, 15-16 лет).

5. Выбор профессии (с 8-го класса, 13-14 лет).

6. Любимые праздники моего поколения (с 5-го класса, 11 лет).

7. Спорт в жизни моего поколения (с 6-го класса, 12 лет).

8. Школьное самоуправление: проблемы и достижения (с 8-го класса, 13-14 лет).

9. Конфликты: причины, пути их разрешения (с 7-го класса, 12-13 лет).

10. Увлечения моего поколения (с 5-го класса, 11 лет).

11. Ценности моего поколения (с 9-го класса, 14-15 лет).

12. Вся жизнь впереди (юность) - (с 10-го класса, 15-16 лет).

13. Роль народных масс и исторических личностей в истории (с 10-го класса).

14. 1917 год в истории России (с 10-го класса).

15. Гражданская война: взгляд через шестилетия (с 10-го класса).

16. И.В.Сталин - историческая личность (с 10-го класса).

17. Хрущевская оттепель

(с 10-го класса).

18. Брежневская эпоха

(с 10-го класса).

19. Перестройка в СССР: взгляд через годы

(с 10-го класса).

20. Современная Россия

(с 10-го класса).

21. Я - гражданин России

(с 8-го класса, 13-14 лет).

22. Моя малая родина

(с 5-го класса, 10-11 лет).

23. Семья вместе - душа на месте (с 7-го класса, 12-13 лет).

24. Кто в доме хозяин? О семейных конфликтах

(с 8-го класса, 13-14 лет).

25. Общение в жизни человека (с 5-го класса, 11 лет).

26. Интернет: «за» и «против» (с 8-го класса, 13-14 лет).

27. Здоровый образ жизни в понимании моего поколения

(с 5-го класса, 11-12 лет).

28. Роль книги в жизни человека: прошлое, настоящее, будущее (с 6-го класса, 12 лет).

По десяти из предложенных тем уже были успешно проведены встречи поколений, двадцать тем имеют окончательно разработанные сценарии, восемь находятся в стадии сбора необходимых материалов для проведения встреч.

Цели и задачи «Встреч трех поколений»

Основные цели

Приобщить представителей разных поколений к совместному решению спорных проблем, жизненных ситуаций, способствовать укреплению и сплочению семьи.

Воспитательные задачи

укреплять социальные связи между поколениями;

формировать навыки уважительного отношения к ценностям, идеям, взглядам разных поколений людей;

воспитывать уважительное отношение младшего поколения к старшему;

прививать младшему поколению чувство ответственности за судьбы родной страны;

воспитывать социально активную личность;

воспитывать чувство ответственности за свои слова и дела;

формировать толерантное сознание учащихся;

воспитывать такие нравственные качества, как чувство общественного долга, ответственности за судьбы других людей, гуманизм;

воспитывать способность воспринимать другую (в том числе противоположную) точку зрения.

Развивающие задачи

развивать гражданское самосознание учащихся;

развивать самостоятельность мышления;

способствовать расширению кругозора учащихся;

развивать познавательный интерес к обсуждаемым на встречах темам;

развивать чувства и эмоции учащихся.

Образовательные задачи

формировать умение высказывать свою точку зрения;

формировать умение аргументировать свою точку зрения;

формировать умение оппонировать;

формировать интерес к изучению взглядов людей разных поколений на события и явления, происходящие в обществе, стране и мире;

привлечь учащихся к поиску ответов на злободневные вопросы;

помочь учащимся осознать то, что от их выбора зависит их будущее и будущее страны.

Сценарий подготовки

и проведения «Встречи трех поколений»

на тему «Школьные годы чудесные»

Подготовка к встрече

1. Выбор кабинета для встречи и его оформление, например: встреча в импровизированном кафе «Школьная пора».

2. Подобрать музыкальное оформление - песни для каждого этапа встречи. Назначить ответственного.

3. Определить участников встречи (учащиеся 9-го класса, их родители, бабушки и дедушки).

4. Подготовить вопросы для участников встречи и раздать их за неделю до предполагаемого мероприятия.

5. Назначить ответственных за чаепитие (учащиеся и родители).

6. Подобрать и распечатать тексты песен о школе.

7. Спланировать фотографирование. Назначить ответственного.

Задания для участников встречи

1. Придумать название команды, отражающее суть вашего поколения.

2. Сочинить девиз команды вашего поколения.

3. Изготовить элементы костюмов (галстуки, бантики, школьную форму, значки и

т. п.), которые будут выступать атрибутами поколения.

4. Оформить уютный уголок вашего поколения (фотогазета, плакаты, вещи-реликвии).

5. Подобрать пять прилагательных, характеризующих ваше поколение.

6. Подумать, кто является героями ваших школьных лет (можно принести иллюстрации, портреты, краткие сообщения).

7. Вспомнить школьные песни вашего поколения.

8. Записать самые яркие впечатления о том, как вы пошли в 1-й класс. Принести фотографии того времени.

9. Вспомнить интересные случаи из школьной жизни.

10. Освежить в памяти впечатления о последнем школьном звонке (для девятиклассников - вообразить, каким он будет).

11. Подумать, что бы вы хотели пожелать представителям других поколений.

12. Чего вы ждете от встречи?

Ход «Встречи трех поколений»

на тему «Школьные годы чудесные»

1. Вступительное слово классного руководителя

- Добрый день, уважаемые бабушки и дедушки, мамы и папы, ученики!

У каждого человека в жизни бывают светлые, радостные, печальные и грустные дни. Что-то мы забываем, а что-то помним вечно.

Наверное, в памяти каждого человека навечно остаются воспоминания о первом школьном дне в 1-м классе и Последнем звонке в выпускном классе. Расстояние между этими днями мы называем «школьная пора», «школьные годы». Это расстояние иногда нам кажется вечностью, а иногда одним мигом...

Так что же это за загадочная пора в жизни человека, почему предыдущие поколения называли школьные годы чудесными? И как к этому относится современное поколение? Обо всем этом наш с вами сегодняшний разговор... У каждого поколения сегодня есть возможность поделиться воспоминаниями о своей школьной поре.

Думается, что каждое поколение узнает что-то новое о жизни, ценностях, отношениях людей разных исторических эпох. А эти знания помогут нам в трудные минуты жизни найти правильное решение...

2. Представление, визитная карточка поколений

1) Каждое поколение представляет визитную карточку: название команды, девиз, песня.

2) Задание: подберите 5 прилагательных, характеризующих ваше поколение. Расскажите с их помощью о себе.

3) Задание: расскажите о героях ваших школьных лет (использование портретов, кратких характеристик). Почему вы считаете их героями своего поколения?

4) Обмен мнениями между поколениями.

3. Основная часть

1) Самые яркие впечатления о том, как вы пошли в 1-й класс (используются фотографии).

2) Интересные случаи из школьной жизни, яркие воспоминания.

3) Впечатления о Последнем звонке (девятиклассники фантазируют).

4) Обмен мнениями между поколениями.

4. Заключительная часть. Подведение итогов

1) Обсуждение каждым поколением итогов встречи.

2) Обмен мнениями между поколениями о встрече.

3) Заключительное слово ведущего.

4) Песня «Прощальный вальс». Участники встречи поют, танцуют вальс.

5. Чаепитие

Слова благодарности всем участникам встречи.

Светлана КРУПИНА, учитель истории, обществознания, права, классный руководитель 10-го «А» класса средней школы с углубленным изучением отдельных предметов №32

Киров