Комментарий «УГ»

К сведению

Из статьи 9 главы II Закона Российской Федерации

«Об образовании»:

«Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

Обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной программы или основной профессиональной образовательной программы (по конкретной профессии, специальности) устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом».

Ирина АЛЕКСАНДРОВСКАЯ, директор гимназии №93, Казань:

Что такое компетентностный подход?

Это давно известное понятие - те самые навыки, которые школа всегда была призвана формировать у учеников. Сегодня выработка навыков становится весьма значимым направлением деятельности школы. Это непростая задача, требующая изменений условий работы школы и психологии самого учителя.

Созданы примерные базисные учебные планы, пора переходить к действиям! Мы внимательно изучили их и считаем, что там есть интересные идеи, которые позволяют усилить как раз компетентностный подход. Прежде всего это можно сделать через внеучебную деятельность.

Вообще говоря, она была в школах всегда. Но не всегда, к сожалению, оплачивалась. Теперь, как известно, ситуация меняется. Внеучебная деятельность включает проектную, научно-познавательную, художественно-эстетическую, патриотическую, общественно полезную и спортивно-оздоровительную. Новый базисный план предусматривает и такой аспект, как диалог культур, что очень важно для нашей многонациональной республики.

Наша гимназия - учебное заведение с этнокультурным русским компонентом. Этому способствуют элективные курсы «Введение в этнографию», «Введение в русскую философию», «Русская художественная культура», а также спецкурсы, преподаваемые в вузах города, с которыми мы сотрудничаем. За счет вариативной части учебного плана в гимназии введен такой предмет, как «Казаневедение», предполагающий изучение родного города и края. Мы полагаем, что существующие традиции сумеют органично влиться в эту внеучебную деятельность, как, например, проект «Кирилло-Мефодиевские научные юношеские чтения» для школьников.

Отдельно хотелось бы сказать о такой идее, как интеграция разных учебных предметов. Ее можно реализовать на уроках литературы. Специфика этого предмета такова, что литература не может преподаваться без тесного взаимодействия с предметами художественно-эстетического и языковедческого циклов, историей, обществознанием и географией.

В отношении интеграции других предметов у нас тоже есть интересные наработки, например, различные внеучебные мероприятия, такие как фестиваль искусств, который проводится в Международный день родного языка - 21 февраля. Или Международный день распространения грамотности, который отмечается 8 сентября. У нас в этот день проводятся интеллектуальные соревнования и концерты, на которых выступают учителя, преподаватели вузов Казани и студенты.

Светлана САВИЦКАЯ,

директор лицея №40, Петрозаводск:

Стремимся к метапредметности

Закон «Об образовании» предписывает, что образовательная программа - это тот документ, который должен быть в школе. Но больше никаких нормативных документов, которые бы определяли, например, содержание образовательных программ, нет. Мы все сейчас работаем по стандартам 2004 года, которые и определяют образовательные программы. Эти стандарты связаны с предметной направленностью, и в них, на мой взгляд, нет очень важного момента - формирования компетентности или создания метапредметных результатов. Поскольку сейчас предложены новые стандарты, то нужны и новые образовательные программы, в которых было бы найдено какое-то соотношение, взаимосвязь между требованиями разных предметов.

Раньше образовательная программа создавалась, как правило, административным путем. В лучшем случае учителя или чаще всего руководители школ разрабатывали этот документ. Сейчас звучат идеи о том, что образовательная программа должна стать неким общественным договором, то есть документом, где было бы зафиксировано согласованное мнение всех субъектов образовательного процесса - школы, родителей и учеников. Хотя, конечно, реализовать такую идею, я думаю, очень сложно. Но тогда и результаты обучения были бы выше.

Если говорить об опыте нашей школы, то, конечно, те образовательные программы, которые существовали у нас прежде, были по содержанию предметными. В минувшем году мы создали новые - по ступеням обучения, стараясь установить некоторую метапредметность. У нас достаточно стандартные профили обучения: информационно-технологический, математический и естественно-научный. Но в каждом профиле мы попытались согласовать цели учителей разных предметов, с тем чтобы в образовательной программе зафиксировать метапредметные компетентности, которые нужно формировать у детей. По-особому организуем образовательный процесс. От классно-урочной системы, конечно, не ушли, но попытались создать небольшие курсы, где дети могут применить или сформировать навыки по разным предметам. Один из примеров - экология, где нужны биологические, химические и географические знания. Сюда же подключается и внеурочная деятельность: например, в школе работают экологические лагеря и дети ходят в экспедиции вместе с преподавателями разных предметов.

Николай СЕРЕБРЯКОВ, директор Куркинской школы, Вологодский район,

Вологодская область:

Нельзя сокращать финансирование внеклассных мероприятий

«Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь» - эти ироничные слова великого Пушкина приходят мне на ум, когда я слышу обсуждение на разных уровнях такого аспекта новых образовательных программ, как формирование компетентностей. Такое ощущение, что именно в этом направлении мы все и движемся - пытаемся внедрить самые разнообразные компетентности в сознание ученика и сделать его таким образом настолько гибким, чтобы он, образно говоря, сегодня у нас занимался бы механизацией, завтра - животноводством, а послезавтра - танцами. Я считаю, что в прежние времена та школа, которую мы называем старой, достаточно хорошо готовила ребенка к выбору своей жизненной дороги. Он ее выбирал, к ней готовился, поступал в соответствующее учебное заведение, оканчивал его и по своей профессии работал. Это шло на пользу государству. А если мы сейчас будем говорить о том, чтобы ребенок обучался сразу всему, то такой и работник у нас будет - что называется, ни там, ни тут. Разве государству это надо?

Вызывают сомнения новые учебные планы, которые публикуются и на которые мы еще не перешли. Я не согласен, например, с предложением объединить физику, географию, химию в один предмет - естествознание, на который будет потрачено в неделю два часа. Хотя я понимаю, что нужно увеличивать в школе, например, часы на преподавание физкультуры, что экономические проблемы надо изучать - но не стоит тратить на экономику полнедели! И вообще говоря, образовательные программы так часто менять нельзя. Учителю нужно пройти круг, оценить изъяны программы, ее пользу.

Как формировать компетентности - понимают ли это сами наши учителя? Большинство понимает в общих чертах саму идею, но не знает, как внедрять ее на практике. А чего нет в сознании учителя, то невозможно воспитать в ребенке. Опять-таки - когда внедрять компетентностные подходы? Предлагается не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. И это на фоне оптимизации образования, когда финансовые затраты на внеклассные мероприятия сокращаются. А ведь за дополнительный труд учителям надо платить. Например, в нашей школе в минувшем учебном году было всего 18 недельных часов на кружковую работу. Из них мы должны были взять часы на подготовку к экзаменам, занятия научного общества учащихся, здоровьесберегающие технологии... Свободных часов практически не осталось.

Подготовила Светлана ПОТАПОВА