Статфакт

Правовые инспектора в 2008 году направили 653 материала в органы прокуратуры, после чего 38 должностных лиц были привлечены к административной ответственности, а трое дисквалифицированы.

По требованию профсоюзных организаций были привлечены к дисциплинарной ответственности 174 должностных лица, 29 из них уволены за допущенные нарушения трудового законодательства.

По итогам проведенных проверок работодателям было направлено 18788 представлений об устранении выявленных нарушений. Их количество впечатляет - 48278.

В 2008 году количество трудовых споров, рассмотренных с участием правовых инспекторов труда, юристов профсоюза, достигло 5980.

В прошлом году было проведено 23 тысячи проверок.

По требованию профсоюзных организаций были восстановлены на работе 208 педагогических работников.

Сначала нужно ответить на вопрос, из чего складывается повседневная деятельность правового инспектора? Он, как представитель профессионального сообщества, должен прежде всего контролировать соблюдение трудового законодательства и других нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществлять досудебную и судебную защиту социально-трудовых и иных прав и профессиональных интересов работников образования, оказывать им бесплатную юридическую помощь при разрешении индивидуальных трудовых споров, консультировать. А еще участвовать в договорном регулировании социально-трудовых отношений и в нормотворческой деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Даже перечисление того, что должен делать правовой инспектор, позволяет понять, сколь широк круг его обязанностей. Практически в каждом регионе работает один штатный правовой инспектор труда или юрист, правда, в последнее время профсоюз привлекает внештатных правовых инспекторов, и это, можно сказать, уже армия. В прошлом году в России работали около трех тысяч юристов-внештатников, которые проверяли, как работодатели выполняют положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права. В прошлом году было проведено 23 тысячи проверок.

Надо отметить, что все чаще профсоюзные активисты проводят свои проверки вместе с Федеральной инспекцией труда (в прошлом году их было 1307), таким образом, повышаются качество контроля и его эффективность, ведь при этом есть возможность повысить ответственность работодателей. Нередки случаи, когда после проверки на работодателя накладываются административные взыскания и ему приходится платить штраф за нарушение трудового законодательства. По итогам проведенных проверок работодателям было направлено 18788 представлений об устранении выявленных нарушений. Их количество впечатляет - 48278.

В последнее время к действиям профсоюза присоединилась прокуратура. В прошлом году было проведено около 250 совместных проверок правовых инспекторов и прокуроров по всем вопросам соблюдения трудового законодательства. Это очень важно, так как в процессе модернизации образования, в частности, введения отраслевых систем оплаты труда, возникает параллельное правовое поле, и принимаемые решения порой идут вразрез с трудовым законодательством. Например, в сентябре и октябре 2008 года в Амурский областной комитет профсоюза поступило много жалоб от работников образования на снижение заработной платы при переходе на новую систему оплаты труда. Обком профсоюза обратился в Министерство образования, к губернатору Амурской области и областную прокуратуру с предложением привести оплату труда в соответствие с нормативными правовыми актами. В результате совместных усилий в Мазановском, Благовещенском и Тамбовском районах ситуация улучшилась.

Надо сказать, что эффективность проверок довольно высока, в прошлом году по требованию профсоюзных организаций были восстановлены на работе 208 педагогических работников. Например, в Воронеже уволили воспитательницу детского сада в связи с истечением срока трудового договора. Однако внештатный правовой инспектор труда при рассмотрении дела заметил, что доказательств заключения срочного трудового договора у администрации детского сада нет и что в трудовом договоре нет упоминания о сроке, а под приказом - подписи работника о том, что состоялось ознакомление с приказом. В результате воспитательница была восстановлена на работе. Другой пример. В Кетченеровском районе Калмыкии уволили по сокращению штатов заместителя директора гимназии. Внештатный правовой инспектор труда констатировала: увольнение произошло без предупреждения о предстоящем увольнении и без соблюдения преимущественного права оставления на работе. Результат - зам. директора восстановили на работе.

Правовые инспектора, с одной стороны, отстаивают права несправедливо уволенных педагогов, с другой - добиваются наказания тех, кто их права нарушает. В территориальные органы Федеральной инспекции труда в 2008 году было направлено 366 материалов, в том числе 190 по привлечению должностных лиц к административной ответственности. По требованию профсоюзных организаций были привлечены к дисциплинарной ответственности 174 должностных лица, 29 из них уволены за допущенные нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также условий коллективного договора.

Правовые инспектора в 2008 году направили 653 материала в органы прокуратуры, после чего 38 должностных лиц были привлечены к административной ответственности, а трое дисквалифицированы.

Например, в органы прокуратуры правовой инспекцией труда Воронежской области в прошлом году были направлены 15 обращений, в том числе обращение областного комитета профсоюза о необоснованной приостановке выплат работникам образовательных учреждений из стимулирующей части фонда оплаты труда. Прокуратура Воронежской области установила, что при формировании расходной части бюджета области не был предусмотрен рост оплаты труда работников образования с 1 февраля 2008 года на 14 процентов, что стало причиной недостаточного финансирования оплаты труда учителей. В связи с выявленными нарушениями прокуратура области выдала представление в адрес администрации Воронежской области об устранении нарушений законодательства. В результате законом Воронежской области от 14 ноября 2008 года №95-ОЗ «О внесении изменений в закон Воронежской области «Об областном бюджете на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов» на оплату труда работников образовательных учреждений было выделено дополнительно 525 миллионов 297 тысяч рублей.

В течение 2008 года в Кировскую областную организацию профсоюза поступали многочисленные жалобы от педагогических работников по поводу налогообложения денежного поощрения лучших учителей, требований бухгалтерии представлять отчеты по расходованию средств, получаемых на книгоиздательскую продукцию, а также нарушений трудового законодательства при введении новой системы оплаты труда. Чтобы избежать потока обращений непосредственно в суды и своевременно предотвратить нарушения трудового законодательства, областной комитет профсоюза обратился в прокуратуру Кировской области с просьбой принять меры прокурорского реагирования. После такого обращения во все районные прокуратуры было направлено указание прокурора области о проведении соответствующих проверок соблюдения трудового законодательства. По результатам этих проверок прокурорами районов вынесено 68 представлений, 27 протестов и 50 предостережений.

Благодаря совместным действиям Архангельской областной организации профсоюза и областной прокуратуры с 1 января 2008 года выплата денежного вознаграждения классным руководителям производится с учетом процентных надбавок за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (50-80 процентов). Сложившаяся задолженность за 2006-2007 годы в областных государственных образовательных учреждениях погашена в январе 2009 года на общую сумму 2 миллиона 165 тысяч рублей.

В декабре 2008 года правовая инспекция труда Ульяновской областной организации профсоюза направила в прокуратуру Ленинского района Ульяновска обращение по поводу нарушения прав педагогических работников муниципальных образовательных учреждений в связи с введением с 1 сентября 2008 года проекта «Электронные дневники учащихся» во всех школах города. Согласно приказу Управления образования мэрии Ульяновска руководители некоторых школ возложили обязанности по сбору информации, введению ее в базу данных и передаче на сервер единого информационного пространства системы образования города на лаборантов, учителей информатики, физиков, секретарей, установив им доплату за выполнение этой работы. Вместе с тем законодательство Ульяновской области не предусматривает предоставление субвенций на такие и подобные проекты. Кроме того, на учителей была возложена обязанность при выставлении отметок ученикам вносить эти отметки, а также домашнее задание в ежедневные ведомости учета знаний школьников, дублируя классный журнал, при этом доплата за дополнительную работу, не входящую в должностные обязанности учителя, не устанавливалась. Прокуратура района заявление рассмотрела и в январе 2009 года направила представление для проведения проверок в Государственную инспекцию труда и Министерство финансов Ульяновской области.

В 2008 году количество трудовых споров, рассмотренных с участием правовых инспекторов труда, юристов профсоюза, достигло 5980. Что это за споры? Например, в новокручининской средней школе №1 Читинского района Забайкальского края коллективный трудовой спор возник по поводу несвоевременной выплаты заработной платы и вознаграждения за исполнение функций классного руководителя, а также невыдачи расчетных листков. Заработная плата работникам выплачивалась с задержкой и частями. После выдвижения требований профкома, вмешательства Государственной инспекции труда и прокуратуры работникам были выплачены все необходимые суммы и утверждена форма расчетного листка с учетом мнения профкома. Профсоюз рассмотрел и 5757 индивидуальных споров. В 5268 случаях требования работников были удовлетворены полностью или частично. Например, в брянской школе №67 и в Мглинской школе индивидуальные трудовые споры были связаны с неправильным применением процедуры сокращения педагогических работников. По результатам рассмотрения, в том числе с участием правовой инспекции труда, споры были разрешены и законные права педагогических работников восстановлены. Мировой судья судебного участка №3 Октябрьского района Владимира решением от 19.05.2008 года удовлетворил иск учителя школы №25 о взыскании заработной платы за выполнение функций классного руководителя и компенсации морального вреда. Решение вступило в законную силу после апелляционного обжалования. Интересно решение Судогодского суда Владимирской области от 19.12.2008 года по иску преподавателя профессионального училища №4. Работодатель приказом «О внутреннем трудовом распорядке работников» установил для преподавателей норму рабочего времени в объеме 36 часов в неделю, тогда как законодательством для преподавателей начального и среднего профессионального образования установлена норма преподавательской (учебной) нагрузки в размере 720 часов в год, и иная часть педагогической работы, связанная со спецификой педагогического труда, не нормируется по количеству часов. Суд согласился с аргументами истца и его представителя от профсоюза и удовлетворил исковые требования об отмене незаконного приказа и взыскании в пользу истца оплаты труда за сверхурочную работу за период с сентября 2007 года по ноябрь 2008-го в размере 78168 рублей.

Приведенные примеры свидетельствуют о том, что члены учительского профсоюза имеют весьма существенную материальную выгоду. В прошлом году с помощью профсоюза педагоги получили дополнительно более 3,842 миллиарда рублей. Таким образом, экономическая эффективность правозащитной работы возросла практически в два раза по сравнению с 2007 годом.

От редакции

Разговор о том, как профсоюз добивается соблюдения прав работников образования, мы продолжим в специальном номере «Учительской газеты», который выйдет 21 июля.