И верно, где, как не в этом средоточии научных, культурных и учебных учреждений, возникала и набирала силу множеством умов выстраданная мысль о предназначении человека? На Васильевском острове расположены Санкт-Петербургский государственный университет, учреждения Академии наук РФ, Институт русской литературы (Пушкинский Дом), огромное количество музеев. Васильевский остров любили писатели и поэты, а Иосиф Бродский питал к нему особое чувство: «Ни страны, ни погоста не хочу выбирать. На Васильевский остров я приду умирать».

Но историю вершат люди, их делами пишется летописная книга. И в страницах истории Васильевского острова уже есть строки о самом молодом учреждении дополнительного образования.

-Да, - соглашается Лилия Павловна, - нам всего 12 лет, однако мы уже живем традициями. К тому же молодость дает значительные преимущества: нашему задору и энтузиазму можно только позавидовать.

А начиналось все двенадцать лет назад с пустых стен и... слез. Как признается Лилия Павловна, они навернулись у нее при виде нежилого облика будущего центра.

- Я отработала пятнадцать лет директором детско-юношеского творческого центра «Васильевский остров», когда Татьяна Ивановна Голубева, возглавлявшая тогда Комитет по образованию, сказала: здесь, в новостройках, фактически на отшибе, должно быть учреждение дополнительного образования для детей. И капитаном этого корабля придется стать мне. На мои сомнения Татьяна Ивановна ответила безапелляционно: «Справишься, обретешь второе дыхание!» И пришлось его обретать в пустых стенах с новым коллективом. Люди тогда пришли все незнакомые, но оказалось, что вместе мы составляем команду с серьезным потенциалом. Причем особых критериев при наборе кадров не было, важны были только желание человека работать с детьми и способность придумывать что-то новое, а не сидеть на месте. Нам не хотелось быть похожими на других. Не хотелось быть банальными. Мы начали с того, что опросили детей, родителей - узнали, чем бы они хотели заниматься. Большинство хотели танцевать, и поэтому, как только мы открылись, сразу возникли танцевальные коллективы. Сегодня в центре присутствуют все направления танцев, в том числе классический, современный, модерн, характерный. У нас пять хореографических коллективов, среди них один образцовый - «Островок».

Позже открылась изостудия, и первым проектом центра стала поездка в Канаду. Дети побывали в гостях у скульптора Эрнста Неизвестного. Вернулись оттуда в таком восторге, что зажглись идеей отправить собственные рисунки и путешествовать по всему миру.

Поскольку все у нас возникало последовательно, одно из другого, то после художественного направления появилось музыкальное. После появления второго адреса на Наличной улице, 48, открылся компьютерный класс, и мы решили, что нужно заниматься дизайном. Чуть позже стало востребованным журналистское направление. Затем - социально-педагогическое направление, краеведение, культурология.

Сегодня у нас три адреса, причем один из них - здание на Среднем проспекте, которому уже больше ста лет. Здесь располагается театрально-концертный и выставочный комплекс. Нас посещают 3,5 тысячи детей. К их услугам прекрасная библиотека, фонд звукозаписи, видеотека, медиатека. Мы сами умеем снимать, делать клипы, у нас много образовательных программ, в том числе профессиональной направленности. По итогам десятилетней деятельности мы издали книгу, над которой работали всем коллективом, детским и взрослым. А сам юбилей мы праздновали в одном из лучших выставочных павильонов города - Ленэкспо.

Кстати сказать, за время своего короткого существования мы принимали и форум, посвященный 90-летию системы дополнительного образования, и конкурс «Сердце отдаю детям». На базе центра проходят многие городские и российские семинары.

Зреющий вопрос «почему?» звучит неуместно, потому что я уже догадываюсь, что Лилия Павловна ответит на него простым и искренним:

- Наверное, это происходит потому, что у нас действительно творческая команда и мы работаем над серьезными, интересными проектами.

- Расскажите, пожалуйста, о них.

- Один из проектов запечатлен на стене дома, в котором мы находимся. Мы открыли здесь мемориальную доску. Когда-то в наших местах находился прекрасный сад, который был высажен Анфисой Семеновой-Тянь-Шанской, учительницей биологии из школы №34, в память о тех, кто погиб в годы Великой Отечественной войны. Сад существует и до сих пор, и мы за него боремся с теми, кто хочет на этом месте сделать стоянку для машин. Поддерживаем порядок, сажаем новые деревья. Открытие мемориальной доски приурочили к Дню Победы, причем над ее дизайном работали наши художники. В этот долгосрочный проект мы включаем помощников, например, просим садово-парковое хозяйство помочь посадить новые деревца, школу просим убрать мусор.

Еще один масштабный проект назывался «Человек и море». Ребята работали совместно с нашим Гидрометеорологическим университетом, изучали проблемы нарушения экологии на Финском заливе.

Проект «Дягилевские сезоны» позволил нашим детям съездить в Париж. Ребята сами искали материал, посвященный истории балета, обобщали его, делали выставки. Важно, что этот проект, как и все остальные, имел объединяющее начало. К примеру, дети, которые танцуют, рассказывали о жизни балерин, дети, которые рисуют, рассказывали о художниках, приближенных к миру балета, и т. д. На итоговом празднике все это слышать и видеть было потрясающе!

Один из последних совместных с Эрмитажем проектов называется «АРХЕ». Ребята изучают Грецию. У них уже прошла выставка «Моя Эллада». Мне кажется, ценность наших проектов в том, что над ними работают представители всех направлений центра: и художники, и музыканты, и экологи, и танцоры и т. д. Как-то наши дети участвовали в конкурсе «Комната моей мечты», заняли первое место, поэтому заслужили поездку на Кипр. Оттуда ребята приехали с идеей все рассказать и описать, что увидели, а позже появилось желание ознакомиться с Древней Грецией, с ее мифами. Это пример того, как рождаются наши идеи.

А суть проекта заключается в том, чтобы самому найти материал, а потом попытаться рассказать о нем любым способом: хоть в танце, хоть в клипе, хоть в картине. Кроме того, у каждого проекта есть непременный реальный результат. В прошлом году наши дети делали открытки, посвященные Дню Победы. Нужно было не только придумать открытку, но и сделать надпись ветерану. Дети прониклись идеей, многие вспомнили историю своей семьи.

Я спросила Ирину Николаевну Петрову, педагога дополнительного образования, ведущую направление «История искусств», какой проект ей запомнился больше всего.

- «Моя Эллада». На первом этапе мы изучаем мифы Древней Греции, а на втором году обучения знакомимся с библейскими и мифологическими сюжетами в живописи и скульптуре.

А Ольга Антоновна Михайлова, заведующая отделом изо и прикладного искусства, на этот же вопрос ответила так:

- Проектная деятельность - это форма жизни нашего центра. Поэтому трудно выделить какой-то из них. Пожалуй, самый сложный - это проект оформления витрины Елисеевского магазина на Невском проспекте. Нас не приняли с нашей художественной формой, но она все-таки обсуждалась. А вообще все проекты разные и все любимы, как дети. Самый интересный в плане осознания своей деятельности - проект десятилетия нашего центра в «Ленэкспо», где были выставлены все работы за эти годы. Мы впервые выставлялись на большой площадке, которая требовала нового экспозиционного решения, к тому же в этом проекте соединилось много форм: экскурсии, выставки, мастер-классы и т. д.

- Лилия Павловна, у вас прекрасная материальная база, а как вам удалось ее создать? Поделитесь опытом.

- Нужно просто... работать. Часто говорят: нам не дают, мы ничего не получаем. У меня на этот счет свое мнение. Не дают тогда, когда не видят, что вы работаете. Мы же всегда на виду: районные мероприятия, городские - все это с нашим непременным участием. Мы готовы помочь району во всем, и район всегда идет нам навстречу. Так и возникает тесное взаимодействие. Вот в следующем году 65-летие Победы, и мы с районом начинаем готовиться уже сегодня. Этот год объявлен Годом молодежи, и мы принимаем участие в открытии Дома молодежи в нашем районе.

Если знаешь людей, знаешь, к кому можно обратиться, это помогает. Без социального и человеческого партнерства сегодня не обойтись. И потом, у нас теплое отношение педагогов к детям, родителям. У вас всегда улыбаются. Поэтому мы никогда не пустуем.

- А если представить ситуацию из жанра грустной фантастики: вашего центра нет в районе, что остается детям?

- Конечно, ребенку есть куда пойти. Многие школы открывают отделения дополнительного образования на своей базе, хотя, безусловно, такой концентрации творческого потенциала, как в домах творчества, там нет. Школа, по моему мнению, все-таки сильно давит на ребенка своей обязательностью: ни шага влево и вправо, а у нас он раскрепощен и более свободен. Не секрет, что сегодня дети более агрессивные, чтобы завоевать у них авторитет, педагогу приходится потрудиться. Он должен быть профессионалом самого высокого уровня и уметь сохранить контакт с ребенком. Сегодняшние дети закрыты, немногословны, и открыть их, помочь им выразиться, вытащить из них их собственный талант - это целое искусство. Наши педагоги им обладают.

Словам Лилии Павловны есть яркое подтверждение. Оно заключено в пестром, жизнерадостном сборнике, который центр выпустил в честь своего десятилетия. Здесь в рубрике «Поделись улыбкою своей...» собраны отзывы нынешних и бывших воспитанников центра. Вот лишь один. Мария Гаврюк пишет: «Я учусь в этом центре около четырех лет. Но у меня такое впечатление, что я здесь всю жизнь. Так мне здесь нравится!» Наверное, этим все сказано.

Санкт-Петербург