Детство ее прошло в Тамбове. Она любила возиться с малышами, играла с ними в школу. С детьми постарше устраивала театральные представления для жителей всей округи прямо на улице, благо что все жили в частных домах. Наталия была и режиссером, и автором сюжета спектакля, и исполнителем главных ролей. Под ее руководством готовились костюмы и декорации из подручных средств. А когда она пошла в школу, то желание что-то придумывать, организовывать осталось. Кроме этого, она стала активной общественницей: руководила советом отряда и советом дружины, была комсоргом.

После окончания Тамбовского педагогического института переехала с мужем в Звездный городок. В школу не удалось сразу устроиться: ребенок был маленький, да и учителей хватало. Но без ребят, общения с ними обходиться не могла, приходила в школу на замену учителей. Наконец ее пригласили преподавать труд, причем у мальчиков. Учила их работать не за токарным или фрезерным станком, а за компьютером. А когда наконец освободилось место учителя математики, она тут же взяла и классное руководство. И вот уже скоро 20 лет не только учит, но и воспитывает детей.

В минувшем учебном году у Наталии Валерьевны был седьмой класс. Народ шустрый, свободолюбивый. Они ощущают себя уже взрослыми, но на все смотрят еще детскими глазами. В начальных классах их учила Галина Васильевна Ванькова, известная своими авторскими методиками. И детей она выпускала особенных: любознательных, жизнерадостных, активных. Они открыты и легко идут на контакт. Именно таких учеников Наталия Валерьевна хотела иметь в своем классе.

Первого сентября, чтобы лучше познакомиться с ребятами и их родителями, она пригласила всех в поход. Сидели у костра, пили чай с пирожками и тортом, пели песни, играли в волейбол и вспоминали, кто как провел лето. Потом писали себе пожелания: какими они хотели бы видеть себя через год и после одиннадцатого класса.

Наталия Михайлова с гордостью рассказывает, какими стали ее дети: они самостоятельны в своем выборе, своих поступках. Они лидеры. Еще в детском саду у них была группа лидеров. И это качество у них сохранилось. Каждый стремится проявить себя и в учебе, и в общественной жизни, при этом никто никого не оттесняет, а спешит помочь, радуется успеху других. Конечно, такое отношение друг к другу сложилось не сразу. Наталия Валерьевна показала ребятам, насколько комфортно и радостно всем жить, если главным в коллективе становятся взаимопомощь и забота.

Питомцы Наталии Михайловой фантазеры и выдумщики, как и она. Теперь они сами разрабатывают сценарии классных праздников, а их немало бывает в течение года. Если в 5-6-х классах многое делала она, то в седьмом ребята готовят, организуют все самостоятельно. У каждого ребенка свой талант, свои способности к чему-либо, он их и использует для общего блага. И это всех объединяет. А вот Андрюша Веселовский сначала оставался в стороне. Он был замкнутым, довольно угрюмым. Когда Наталия Валерьевна пыталась что-то поручить ему, он смущенно отказывался, и при этом на его глазах блестели слезы. Тогда классная и решила поговорить с родителями мальчика. От них неожиданно узнала, что дома он шутник и юморист. Теперь она знала, как помочь Андрюше.

В классе проходил очередной праздник. Дети выступали один за другим. И вдруг перед ребятами появился Андрей. Все удивленно затихли. А он стал рассказывать школьные анекдоты. После второго-третьего подростки смеялись и хлопали. Наталия Валерьевна хлопала громче всех, чтобы поддержать мальчика, показать, что ей тоже очень понравилось. Но пока он еще немного стеснялся.

К следующему празднику Андрей подготовил юмористическую сценку. Всех ее персонажей играл сам. Весь класс хохотал. Ребята приняли его окончательно. А к 8 Марта Андрей написал посвящение каждой девочке, естественно, в юмористическом стиле. С тех пор мальчик - незаменимый шутник и балагур в коллективе, а тем более во время поездок: в поезде, автобусе, гостинице.

Впрочем, Наталия Михайлова и сама любит пошутить, детям это нравится, от этого отношения в классе становятся более душевными, теплыми. Да и сами ребята нередко готовят любимому классному руководителю шутливые сюрпризы. И прежде всего к первому апреля.

В последний раз в этот день они специально ждали Наталию Валерьевну у входа в школу. Стоят радостные, веселые, загадочно улыбаются, а глаза - хитрющие-хитрющие.

Все вместе поднимаются на третий этаж. Идут к ее кабинету. Наталия Валерьевна открывает дверь и вдруг видит перед собой стену, склеенную из газет. Препятствие, которое надо преодолеть. Сюрприз ей понравился. Но как войти в кабинет? Она сходила за ножницами, вырезала небольшое отверстие и сказала: пожалуйста, проходите на занятия. И первая с трудом пролезла в эту дырку, а за ней весь класс. Сколько было смеха, шуток! Наталия Валерьевна поняла их юмор и ответила своим. Стену оставили на весь день. Через нее входили и выходили. А когда у детей были другие уроки, они на перемене заглядывали через отверстие к Наталии Валерьевне и спрашивали: «Как у вас дела?»

В этом году у ее детей было много радостных встреч, событий, в том числе и поездка в Париж. Особенно запомнилась экскурсия в Лувр. Они по кругу ходили возле Моны Лизы, чтобы рассмотреть ее загадочную улыбку с разных ракурсов. Париж очаровал их, под конец все же захотелось домой, к маме, к семье, в Звездный городок, потому что нет лучше родного дома, родного края, родной страны.

- Я хочу видеть своих детей счастливыми, умеющими талантливо жить, поэтому с пятого класса ориентирую их на удачу в любом деле. И не устаю повторять им, что они у меня самые умные, самые способные, самые спортивные, думаю, что это помогает ребятам достигать лучших результатов во всем.

Скажем, если у кого-то выходит четверка только по одному предмету, а остальные пятерки, он предпринимает все усилия, чтобы стать круглым отличником и держать этот уровень и дальше. Сегодня из 26 ребят в ее классе 9 - отличники.

Однако иные учителя считают, что Наталия Валерьевна слишком завышает возможности своих воспитанников. С ними можно поспорить. Ведь восхищение ребенком, его хорошими знаниями, его активностью, его стремлением к дальнейшим победам - победам над собой прежде всего - придает ему уверенность, побуждает постоянно идти вперед. Ее правило педагогического воздействия на ребенка: радоваться каждому его достижению, уметь чувствовать, что тому посильно, а что нет, верить в каждого ученика, в его природную неповторимость.

Хороший воспитатель не тот, который спускается с вершины до уровня ребенка, а тот, который поднимается вместе с ним на эту вершину, умеет смотреть его глазами на мир, и тогда можно лучше понять его и увидеть его возможности - это еще один педагогический метод Наталии Валерьевны.

Ее класс - одно целое, однако в нем есть небольшие группки по интересам. Скажем, пятеро учеников увлекаются баскетболом, трое - театром, несколько ребят занимаются в секции по плаванию и т. д. А если проходят общешкольные соревнования по баскетболу или плаванию, то весь класс вместе с его руководителем отправляется болеть.

Скоро исполнится 20 лет ее классному руководству. И никогда за это время у нее не было конфликтов с родителями. А сами родители, когда возникают у них проблемы со своими детьми, идут к ней. Они во всем доверяют Наталии Валерьевне. Одно из родительских собраний она так и назвала - «Возникновение конфликтных ситуаций в семье и их разрешение». Как-то родители сказали Наталии Валерьевне: «Вы настоящая волшебница, наши дети так к вам привязались, что ждут не дождутся, когда закончатся выходные или каникулы, чтобы опять бежать в школу».

Каждая встреча приносит радость и детям, и их классной. Они платят ей за добро добром, за любовь - любовью.

Звездный городок, Московская область