Геометрия учителей

Садырин приехал в последний день, незапланированная командировка в Москву сбила планы. Он успел на мастер-классы, выступил перед учителями города Копейска и проводил гостей. А еще рассказал о том, как можно вырастить медвежонка в домашних условиях, и определил, что за растение нашел во дворе базы отдыха биолог из Кольчугина Владимирской области Сергей Циклов. Учитель биологии в прошлом, министр образования сегодня и фотохудожник всегда, Садырин любит делать подарки, чаще всего книги, в которых он автор иллюстраций. Одна из них - «Геометрия растений» челябинского журналиста Михаила Фонотова. Наделяя растительный мир свойствами человеческого характера, автор знакомит читателя с иной, неизведанной, гранью природы. Читаешь книгу и невольно начинаешь сравнивать людей с деревьями, кустарниками или травами.

Вот, к примеру, липа: «Земля, на которой заложен Челябинск, не знала липы. Липовые леса не смогли одолеть Уральские горы. Так что липа в Челябинске не коренной житель, пришелица, но была принята в городе как дерево благородное, изысканное и вроде бы даже знатное», - пишет Фонотов. Народный учитель России Екатерина Филиппова не коренной житель Челябинска, она из Рязани, но за те семь раз, что она уже побывала здесь, успели полюбить и ее, и французский язык, который в школах, что за Уральскими горами, настоящая экзотика. Для Екатерины Алексеевны отсутствие французского в сетке расписания - не помеха, для учеников тоже, после ее уроков они уверены, что половина дела в изучении языка сделана: говорить на нем нестрашно и просто, многие слова знакомы.

А береза - это определенно Наталья Каменкова, учитель начальных классов из Миасса. «Сначала была береза. А потом Челябинск. Город расположился среди берез. Или, если еще точнее, ворвался в березовый лес», - рассказывает Фонотов. Это «Школа УГ при «УГ» стремительно ворвалась в четкий ритм уроков, оторвала Наталью Владимировну от учеников и отправила в неизведанное пространство открытых уроков и мастер-классов. Эмоции после конкурса «Учитель года России-2008» стихли? Показалось. «Когда я делюсь опытом с моими коллегами, то и сама учусь у них. Это школа не только для них, но и для меня», - рассказывает Каменкова о новых ощущениях.

«Тополь - истинный горожанин, - продолжает Фонотов. - Пришелся к городу. Особенно к дымному, вроде Челябинска, поскольку дыхание его кислородно». Тополь - это Дмитрий Рытов из Санкт-Петербурга. Его музыка для детей, как дыхание другого мира, где музыкальный фразы извлекаются из необычных предметов. В его походной сумке ложки, бубенцы, колокольчики, трещотки, копытца, рожки, через плечо - балалайка. Все что требуется - за один урок создать народный инструментальный ансамбль из обычного третьего «А». А в конце урока, когда ансамбль дает свой первый концерт, поставить музыкальную точку или лучше многоточие - как залог будущей встречи.

Биолог Сергей Циклов ради необычного цветка готов покорять горы и отроги, задерживать автобус и неустанно задавать вопросы коллегам. Под конец поездки с помощью министра выяснится, что цветок называется нонея. Неугомонному же учителю останется домашнее задание - какая именно. «Темная!» - пришлет сообщение на телефон уже после поездки Сергей Борисович. «Да, ради солнца огурец научился цепляться за все, что вокруг, и лезть на все, что выше его. Жадный на ослепительный свет, он бесстрашно покоряет вертикали», - пишет в своей книге Фонотов.

«В обществе трав звездчатка растение малое. Кто-то другой на ее месте обижался бы на судьбу. Или истекал бы завистью. Или укрывался бы в угрюмости. А то бы наоборот, заискивал перед большими. Или еще как упивался бы своей неудачливостью, - рисует портрет скромного, но очень красивого белого цветка автор «Геометрии растений». - А звездчатка ни на что не претендует. Ей дела нет до того, кто мал и кто велик. Она довольна собой такой, какая есть». В небольшом новгородском городе Пестове живет учитель начальных классов Екатерина Пологутина. После победы на конкурсе «Учитель года России» в 2001 году она стала чиновником - заместителем начальника управления образования района. Работа интересная, задачи непростые, но не хватает Екатерине Александровне общения с ребятами, не хватает совместного поиска ответов на вечные вопросы, которые так любят задавать первоклашки и, если их грамотно направлять в начальной школе, не перестают задавать всю жизнь.

Этот учитель запросто может водить за нос целый класс, заставляя пол-урока решать задачи, которые не имеют решения. «Внимательней надо быть! - скажет он в конце. - У нас же был ложный посыл. А задача с ним тоже решается, только в ответе чепуха выходит. В жизни часто так случается...» Роман Волков живет в Рязани, работает директором школы и очень любит геометрию. «Попробуем выяснить, чтит ли цикорий геометрию. Согласитесь, его корзинка, напоминающая нечто вроде голубого вентилятора, дает ясное представление о том, что такое круг и как его обозначить в пространстве, - рассказывает Фонотов о придорожном цветке. - Но ему, как и всем без исключения растениям, нестерпимо «скучна» точная геометрия. Он любит ее слегка нарушать». Незадолго до начала мастер-классов в Южноуральске Сергей Лямин, историк из Тамбова, безапелляционно заявил Волкову: «Вот чего-чего, а математику я не знаю!» Математик обрадовался: «Ты уверен? Отлично, тогда жду тебя на мастер-классе...» Как при помощи бумаги измерить величину угла или, используя человеческий взгляд, расстояние? На подобные вопросы люди находили ответы задолго до появления геометрии как науки.

Миф о золотом веке в Древнем мире напоминает современную мировую историю. Римляне верили, что золотой век правления Сатурна не является безвозвратно ушедшим и обязательно вернется. Но вместе с ростом могущества увеличивалось и количество проблем. Гражданские войны завершились с приходом Октавиана Августа. Он объявил золотой век. Без войн. А варвары? С ними римляне не воевали, они их умиротворяли. Это стало идейным фундаментом построения мировой державы. Но общество без идеи, которая объясняла бы, к чему все идет, обречено на социальный хаос. Новой целеполагающей идеей стало христианство, которое подвело итог античности и символизировало начало новой эпохи Средневековья. После урока-лекции Сергея Лямина учителя истории выходят из кабинета озадаченными. За школьными буднями мало кто так углублялся в сущность исторических процессов. Это прерогатива вузовских преподавателей. Сергей Константинович после конкурса стал работать в Тамбовском госуниверситете. В книге Фонотова для всех участников школы нашлись ассоциации. Но не оказалось там мирового дерева - дуба. Нет его в Челябинске, дуб растет только до Урала.

Кризис кристаллам не помеха

Южноуральск, Коркино, Копейск - три промышленных центра, расположенных в нескольких часах езды от Челябинска, - принимали в этом году учителей года России.

В Увельском районе, крае казаков и «горных людей», в июне 1948 года был заложен поселок строителей Южноуральской ГРЭС и открыты разработки бурого угля. Поселок этот получил название «Южноуральск» и очень быстро превратился в город. Арматурно-изоляторный завод, фарфоровый, ремонтно-механический, радиокерамики, металлоконструкций и завод по производству кварца «Кристалл». Годы перестройки и кризис расставили свои акценты на работе предприятий. От фарфорового завода остался лишь оптовый фарфоровый рынок, на который съезжаются со всей Челябинской области. Завод «Кристалл», напротив, за самые сложные последние полгода не уволил ни одного сотрудника, его продукция пользуется спросом по всему миру. Искусственный кварц чище своего собрата и используется в электронике как резонатор. Японцы у себя подобный завод не строят, предпочитая закупать кварц именно у нас. Дешевая рабочая сила. А кризис? Он на качественную продукцию не распространяется.

Учителя по природе любопытны. Организаторы выезда подгоняют экскурсию, гостей ждут в другом месте, но справиться не могут. Оказывается, кристалл выращивается в специальном автоклаве несколько месяцев при высоком давлении и температуре свыше 400 градусов. Происходит чудо - вокруг тоненькой основы нарастает кристалл, так из тоненького саженца через несколько лет получается дерево. Выращенные кристаллы режет специальный станок. Это занимает три дня. Раньше, когда подобных станков не было, кристаллы резали вручную. Есть на заводе и музей кристаллов. Здесь и макет автоклава в разрезе, чтобы было видно, куда помещается заготовка кристалла, а куда - специальный раствор. Здесь и образцы продукции. «Разбирайте!» - улыбается мастер и ставит на стол коробку с небольшими кристаллами, размером со сливу. «А сколько из этого кристалла можно сделать резонаторов для мобильного телефона?» - уточняет Сергей Циклов. «Около сотни, - улыбается мастер. - Но обрабатывать вручную очень долго».

В Южноуральске учителя года дают мастер-классы в Доме культуры. А глава городского округа Владимир Гора не выдерживает и поднимается на сцену как ученик. У Сергея Лямина мастер-класс по МХК. Картину можно изучать, используя разный уровень восприятия. Первый - обыденный. Что чувствуешь? Что хотел сказать автор? Второй погружает в искусствоведческую канву. А третий заставляет читать исторические источники. На экране «Последний день Помпеи» Карла Брюллова. Мастер-класс заставил Владимира Ильича иначе взглянуть на известную картину: «Каждый несет из рушащегося города самое дорогое, юноша - любимую, сыновья - отца, а скряга - золото».

Удивительное место Коркино - город угольщиков. Угольный разрез самый глубокий в Европе. Его диаметр 3 километра, а глубина более 500 метров. Глава района Виталий Марченков встречает десант на границе: «Я должен лично вас поприветствовать и убедиться, что все в порядке».

Уральская журналистика корнями уходит в Коркино. В этом году здесь в 16-й раз пройдет фестиваль детских и юношеских СМИ Челябинской области «Журналина». В Коркино школьники выпускают городскую газету «Юнкор и КО». Приезд учителей освещали дети. Не успели пройти уроки, а уже готовы рабочий фильм и свежий спецвыпуск газеты.

Екатерина Филиппова дает мастер-класс на тему «Отражение». В 2009 году «Учительская газета» запустила на своих страницах новый проект - «Фундаментальные понятия». О том, как можно использовать уроки и развивать предложенные темы, говорит Екатерина Алексеевна. А еще про симметрию Франции и России. Про симметрию в поэзии Жака Превера и Булата Окуджавы.

Копейск - последняя точка на карте нашего путешествия. Пригород Челябинска. Копейский машиностроительный завод единственный в России выпускает горную технику для подземных работ. Именно при помощи копейского проходческого комбайна сегодня роют туннели в метро.

В школе №7 города Копейска ждут гостей с раннего утра. Директор школы Виктор Яшуков и начальник управления образования Наталья Овечкина переживают. Наталья Викторовна, прослышав об акции еще три года назад, все это время уговаривала начальство привезти учителей к ней. И вот наконец мечта сбылась: «Школа УГ при «УГ» приехала в Копейск. Времени на уроки немного, на мастер-классы - еще меньше. Вечером из Челябинского аэропорта улетают участники школы. После мастер-классов выступает Владимир Садырин: «В этом году мы совместно с «Учительской газетой» проводим VII Межрегиональную экологическую школу в Саткинском районе. И если вы, Наталья Викторовна, соберете инициативную группу, то тоже можете принять участие, чтобы перенять опыт и, может быть, потом у нас проводить подобные областные экспедиции».

Р.S.

Челябинскому институту переподготовки и повышения квалификации работников образования в этом году исполнилось 75 лет. Последние три года организацией «Школы УГ при «УГ» занимаются непосредственно в вузе. Курирует этот вопрос проректор Александр Георгиевич Обоскалов. «Учительская газета» поздравляет коллектив ЧИППКРО с юбилеем и желает, чтобы идеи, которые рождаются в стенах института, были востребованы в педагогическом сообществе.

  • Таким проходческим комбайном роют туннели для метрополитена

  • Мастер-класс по геометрии ведет Роман ВОЛКОВ

  • Екатерина ФИЛИППОВА: «Французский - это больше чем язык, это больше чем культура, это интереснейший мир»