Комментарий «УГ»

Комментарий специалиста

Игорь ПЕРСИАНОВ, доцент кафедры педагогики и андрогогики Санкт-Петербургской академии постдипломного образования:

- Для молодежных субкультур характерна такая последовательность: на первом месте внешние атрибуты, эстетические пристрастия и музыкальные, а потом уже идеология. Хотя есть политизированные субкультуры, где общественные взгляды играют главную роль. Субкультуры по отношению к общественным ценностям бывают просоциальные, асоциальные (индифферентные) и антисоциальные. Но эта классификация условная. Субкультуры можно также попытаться разделить по той цементирующей основе, вокруг которой они формируются. В этом смысле есть субкультуры музыкальные, имиджевые (где есть литературная или кинооснова), общественно-политические, хулиганствующие и так далее. К примеру, растаманов «цементирует» регги, хип-хоперов - рэп, ролевиков - погружение в сказку, панков - панк-рок, эпатаж, стремление нанести пощечину общественному вкусу во всем, желание свободы. Кстати сказать, панк-движение очень плодовито, из него вышли такие направления, как готы и эмо. Субкультура эмо больше девичья, где лозунг - быть естественным, не стесняться проявления своих чувств и эмоций. Однако получилось так, что отрицательные эмоции оказались преобладающими, поэтому субкультура эмо в целом депрессивная. Здесь доминируют мотивы меланхолии, мрачного восприятия мира, что не соответствует общей декларации движения. У эмо нет полоролевых стереотипов: мальчики выглядят, как девочки, и наоборот, и за это их не очень любят наци-скинхеды. Для эмо очень значима тема любви. Их лирика посвящена переживанию этого чувства. Вся субкультура идеально ложится на психологию девочки-подростка, поэтому их в данном движении очень много.

Готы тоже выросли из панков и исповедуют меланхолический взгляд на мир. Им нравится мир теней. Увлекаются готической музыкой, готической литературой. Шарль Бодлер, ранний Блок и Брюсов - это тоже часть их субкультуры. Готы носят специфическую одежду, где доминируют черный и серебряный цвета. Разница между готами и сатанистами в том, что готы - это эстетика, а сатанисты - религиозное течение, где внешняя атрибутика играет второстепенную роль.

Ведущим мотивом включения в любую группу, в том числе и субкультурную, является общение, а также мотивы самоутверждения, самовыражения, престижа. Причем все эти мотивы не антисоциальны. Они естественные. Если эти сущностные мотивы не находят реализации в семье, в институциональной деятельности, они могут быть реализованы в любой группе, где человека примут.

Марина ТЕОДОРИ, журналист:

- Я оканчивала школу в середине 1990-х годов, и меня за мою принадлежность к готам чуть не выгнали из учебного заведения. Что меня привлекает в этом движении? Эстетика, отсутствие агрессии, удаленность от мира, увлечение искусством, архитектурой. Готов можно встретить на всех концертах классической музыки. В готической субкультуре можно встретить много людей, обучающихся на факультетах искусств в вузах. Готы «гламурны» в том плане, что их вещи стоят очень дорого. К примеру, моя записная книжка в виде могильной плиты стоит больше тысячи рублей.

Игорь КАРАЧЕВЦЕВ, директор гимназии №166, Санкт-Петербург:

- Мы в гимназии не сталкивались со случаями проявления той или иной субкультуры. Возможно, иногда возникают замечания по стилю одежды, но не более. Как работать в этом случае? У нас есть программа «Мы» по формированию толерантных установок, и первый шаг, конечно же, беседа. Пусть увлекаются, главное, чтобы эти движения не были противодействием другим движениям. Важно об этом говорить, рассказывать, но не назидать.

Александра ВИНОГРАДОВА, директор школы №303, Санкт-Петербург:

- У нас в школе есть представители готов и эмо. Как правило, субкультуры проявляются в школе в старших классах, а когда приходят выпускники, то говорят, что она растворяется буквально на первых курсах вузов. Конечно, представители субкультур не соблюдают некоторые школьные правила, в том числе деловую форму одежды, но до конфликтов у нас дело не доходило. Мы принимаем детей такими, какие они есть, стараемся их узнать и понять.

Инна КОРОЛЕВА, директор школы №569, Санкт-Петербург:

- В нашей школе встречаются ребята, принадлежащие субкультурам, но при ближайшем рассмотрении оказывается, как правило, что это всего лишь антураж. Им кажется, что, выкрасив глаза и волосы в черное, они стали готами или эмо, однако многие содержательного аспекта субкультуры не знают. Как и любой директор, я боюсь агрессивных течений. Школа находится в таком районе, где проживает много разных национальностей. Только у нас в школе представлена 21 национальность! Появление агрессивных субкультур может спровоцировать внутришкольный национальный конфликт. Сегодня у нас этого, слава богу, нет.

Я в свое время была увлечена музыкальными группами «Машина времени», «Король и шут». Сегодня, мне кажется, дети наших спальных районов не увлекаются ничем. Они не слушают какую-то определенную музыку, не читают, не пишут.

Прежде всего всякая субкультура является отражением тех процессов, что происходят в обществе. К примеру, до того как в стране случились социальные изменения, все молодежные сообщества в Петербурге были хиппи-ориентированными. То есть декларирующими спокойное, интеллектуальное существование. После смены политического строя, в начале 1990-х годов, молодежные сообщества в попытке выжить стали ориентироваться на идеологию панков. Самыми массовыми в данных сообществах оказались андеграундные панки, чей костяк составляли в основном безнадзорные дети из малообеспеченных слоев населения. Им необходимо было научиться выживать в новых условиях, и поэтому на смену морали хиппи пришло... отсутствие всякой морали панков.

Молодежные неформальные сообщества классифицируются, как правило, как агрессивные и неагрессивные. Увы, просоциально настроенных объединений сегодня очень мало. Это объединения «зеленых», группы культурно-исторической и патриотической направленности. Подавляющее большинство сообществ агрессивные. Причем существует закономерность: если в неагрессивном движении есть отдельные агрессивные ответвления, то они неизбежно подомнут под себя основную ветвь. К неагрессивным неформальным объединениям можно отнести хиппи, сорокоманов, индеанистов, хип-хоперов, сатанистов, растаманов, ролевиков, неагрессивные формирования готов, эмо. Почему сатанистов? Поскольку волна перестройки заставила многих пересмотреть свои атеистические взгляды, некоторые молодые люди в протестном порядке заявили, что они сатанисты, на деле таковыми не являясь. Их «сатанизм» - своего рода агрессивная форма атеизма, она не является философским течением.

Особое ответвление, следующее за неагрессивными объединениями, - социально опасные и криминальные формирования. По массовости в них первое место занимают тусовки гомосексуалистов и проституток, бэггеры и незаконные околорелигиозные формирования (секты). Сюда же входят «черные следопыты» и деструктивные мимикранты.

Среди агрессивных сообществ в безусловных лидерах такие радикалы, как националисты - скинхеды, фашисты, хулсы (хулиганы из состава футбольных фанатов), «Армия Алисы», наци-реконструкторы, культурно-экологические радикалы («зеленые радикалы»), вандалы (дьяволопоклонники), радикальные консерваторы (неосталинисты), религиозные экстремисты (ваххабиты, православные экстремисты), радикальные мимикранты (формирования, мимикрирующие под каких-либо радикалов).

Резкий всплеск движения радикалов - скинхедов - произошел в конце 1990-х годов. В эти годы начались процессы, характерные для молодежных субкультур: слияние, ассимиляция. Например, у панков появились наци-панки, потом произошло вливание наци-панков в скинхеды. После притока в эти ряды панков сама идеология скинов изменилась. Если изначально националисты придерживались довольно жестких устоев, то с приходом панков, у которых морали практически не было, устои пошатнулись. Стала исчезать и внешняя атрибутика - бритая голова. Кроме того, субкультура скинов стала расползаться по другим субкультурам. В результате этого появилось очень специфическое движение - скинпеды, в состав которого входили подростки-скинхеды, приобретшие нестандартную сексуальную ориентацию. Из сравнительно новых групп, примкнувших к радикалам, - правые алисоманы и реконструкторы-шовинисты. В настоящее время имеется несколько ответвлений движения скинхедов. По влиянию на них из взрослых политических группировок лидерство держит национал-большевистская партия.

В последнее время есть тенденция к слиянию скинхедов с футбольными хулиганами. Их внешняя атрибутика соответствует атрибутике хулиганствующих фанатов. Однако на акции скины не надевают ничего опознавательного. Это, кстати, общая тенденция для радикальных групп. При расползании фашизма на другие субкультуры используется атрибутика этих субкультур, поэтому совершение противозаконных акций можно сегодня ожидать почти с любой атрибутикой. У скинхедов есть своеобразный социальный институт. На больших акциях они избивают других неформалов с целью привлечь их в свои ряды. Позиция «лучше бей сам, чем изобьют тебя» действительно приводит к ним некоторое количество подростков из других субкультур.

Формирования националистов прочно занимают первенство по количеству правонарушений. На второй позиции после них - панки. Основной идеологический принцип панка - «чем хуже, тем лучше». Нужно постоянно шокировать общественность для того, чтобы соответствовать статусу панка. Отсюда излюбленные разноцветные ирокезы, непрезентабельное внешнее облачение, фактически аморальное поведение. Однако на сегодняшний день движение панков заметно теряет в «шокотерапии» и становится все более неагрессивным.

Еще одно из интенсивно развивающихся в последние годы движений - готы. Калькированное с Запада и исповедующее сверхэгоизм, оно не прижилось в таком виде на российской почве. Сегодня готы - это формирование из нескольких субкультур, где большую часть составляют ролевики, панки и сатанисты. Поскольку субкультура изначально рассматривалась как неагрессивная, то среди готов очень много девочек. Основная масса готов «косит» под вампиров и пользуется атрибутикой Дракулы: кожаный плащ, огромное количество краски на лице и на теле. Большинство готов декларирует сатанизм и нестандартную сексуальную ориентацию, но все это пока остается на уровне декларации. У готов нет никакой идеологии. Поскольку движение развивающееся, существует опасность прихода в ряды готов подростков из маргинальных слоев населения, которые обитают на кладбищах, устраивают переписку на склепах и одной из норм поведения объявляют секс на могильных плитах.

Вообще, по мнению психологов, на сегодняшний день есть все предпосылки к снижению уровня молодежных неформальных сообществ. Если раньше хиппи и ролевики имели самый высокий уровень субкультуры - четвертый, то сейчас, к примеру, ролевики съехали на нулевой уровень. Невысокий интеллект, а то и отсутствие его у подростков не позволяет больше превращать ролевую игру в театр под открытым небом. Игры в основном сводятся к банальным битвам. Преобладание агрессивных сообществ также говорит об отсутствии интеллектуальной базы.

Чем в целом чревато включение молодежи в субкультуры? Это употребление наркотиков, алкоголя, участие в противоправных действиях, отчуждение от семьи, потому что психологически любая субкультурная группа замещает семью, формирование искаженной системы ценностей: там, где сила решает все, это экстраполируется и на обыденную жизнь.

Каковы мотивы участия в молодежных неформальных объединениях? Общение, самоутверждение, защита (психологическая, физическая, материальная), престиж. Что показательно, мотивы участия в неформальной группировке такие же, как и мотивы участия в любой другой группе: спортивной, художественной. Если мотивы не находят реализации, то любой подросток может оказаться в субкультуре любой направленности, то есть там, где, как ему кажется, его поймут и выслушают.

Санкт-Петербург