Комментарий «УГ»

«...Питерцы поступили совершенно правильно, пригласив к участию в парламентских слушаниях помимо специалистов еще тех, кому и предстоит в самом ближайшем будущем создавать нашу новую школу - студентов педагогических колледжей и РГПУ имени А.И.Герцена...»

«...Вообще отрадно, что за четыре часа парламентских слушаний прозвучало такое большое количество разумных и своевременных предложений для реализации инициативы Президента РФ...»

«...Не надо тратить огромные деньги и время, чтобы принять участие в слушаниях, выезжая в Москву. Это стало возможно благодаря новым информационным технологиям...»

Наша беда в том, что во многом мы живем сегодняшним днем. Всем этим нормативным финансированием, новой системой оплаты труда, стандартами, повышением квалификации. Подчас мы похожи на хозяев, которые наводят блеск на окна, не находя времени, чтобы выглянуть в эти окна и посмотреть вдаль. Очень часто мы причитаем, что денег у нас мало, чтобы сделать то, что хотим. Но ведь для того чтобы понять, на что в первую очередь нужны эти самые деньги, важно помечтать, обрисовать контур будущей школы. На это денег не надо. Мечта ведь ни денег, ни каши не просит, на то она и мечта. Но подчас из самой смелой мечты вдруг вырисовываются контуры настоящего, которое можно выстроить. Мы знаем, как часто так бывает, как именно мечта помогает продвигаться вперед. Дмитрий Медведев, конечно, не знал, что в 2009 году грянет экономический кризис, но он оказался провидцем, предложив некий мозговой штурм в масштабе всей страны, ведь когда нет больших материальных ресурсов, создается запас ресурсов интеллектуальных. Это наша система образования имеет в очень больших масштабах, несмотря на то, что в последнее время нашу школу принижают, преуменьшая ее заслуги то в развитии инновационной экономики, то в получении высокого качества образования ее питомцами. Между тем наша отечественная школа может сказать и предложить многое. Это, собственно говоря, и выяснилось в ходе парламентских слушаний «Законодательное обеспечение национальной образовательной стратегии - инициативы «Наша новая школа», которые организовал и провел Комитет ГД РФ по образованию. Казалось бы, три месяца до того шло обсуждение проекта, все замечания были высказаны и учтены, ан нет, более пяти тысяч человек в 83 регионах страны собрались у видеоэкранов, чтобы еще раз послушать коллег и высказать свои предложения. Примечательно не то, что блестяще организованный диалог регионов шел без единого технического сбоя, а то, что, пожалуй, впервые местные законодатели сидели в одном зале с педагогами и выслушивали их социальный заказ: и на федеральном, и на региональном уровнях нужно сделать все, чтобы наша новая школа не стала декларативной инициативой, не имеющей правовой базы, а была реальным делом. Скажем, в Тюмени за дискуссией о судьбе и будущем российского образования наблюдали из зала видеоконференций областного парламента. Среди участников слушаний были председатель Комитета по социальной политике областной Думы Владимир Столяров, а также представители городского и областного департаментов образования и науки. В Республике Коми, чей представитель получил слово на слушаниях, слушания прошли еще в рамках заседания в Госсовете, где перед собравшимися выступили вице-спикер Евгений Шумейко, отметивший, что инициативу «Наша новая школа» следует рассматривать как ответную реакцию, стратегию и тактику развития российского образования, как один из ключевых факторов построения инновационной экономики в нашей стране, и министр образования Нелли Струтинская. В Санкт-Петербурге видеоконференция проходила в актовом зале Санкт-Петербургской академии постдипломного образования: питерцы поступили совершенно правильно, пригласив к участию в парламентских слушаниях помимо специалистов еще тех, кому и предстоит в самом ближайшем будущем создавать нашу новую школу - студентов педагогических колледжей и РГПУ имени А.И.Герцена.

Открыла слушания заместитель председателя Государственной Думы Светлана Журова. Задача парламентских слушаний, по ее мнению, состояла не только в том, чтобы поддержать инициативу Президента РФ, но и сформулировать содержательную часть, определить мероприятия, которые должны лечь в основу ее реализации, обращая особое внимание на их законодательную поддержку. Светлана Сергеевна особо подчеркнула роль «Учительской газеты», которая подготовила для этого события специальный материал - поскольку пресс-релиза не было, участники слушаний буквально рвали из рук номера «УГ». Кстати, об «УГ» говорили многие. Например, открывшие диалог регионов в рамках парламентских слушаний педагоги Хабаровского края (у них было двенадцать часов ночи, но это не помешало им довольно активно высказать свою позицию) рассказали о том, как у них проходят фестивали «пеликанов» - слеты учителей года, которые дают мастер-классы для своих коллег. Другие регионы, подхватив тему, с энтузиазмом рассказывали о проводимых конкурсах «Учитель года», семинарах, фестивалях, заседаниях творческих клубов, в которых участвуют педагоги - победители, призеры и лауреаты региональных и всероссийских конкурсов, подчеркивая, что такая работа - существенная поддержка деятельности по повышению квалификации педагогов.

Перед участниками слушаний в реальном и видеорежиме выступили председатель Комитета Думы по образованию Григорий Балыхин, подчеркнувший, что перед законодательными собраниями субъектов РФ в настоящее время стоят серьезные задачи по приведению своей законодательной базы в соответствие с последними изменениями федерального законодательства в области образования; заместитель министра образования и науки РФ Юрий Сентюрин, рассказавший, что обсуждение инициативы Президента РФ было проведено не только на региональном, но (что для министерства особенно ценно) на муниципальном и даже школьном уровне. О том, что запланировано включить в итоговый документ, отчитался директор Департамента госполитики в образовании Минобрнауки Игорь Реморенко. Это была официальная часть с представлением отчета представителей исполнительной и законодательной власти о том, что сделано и что еще планируется сделать. Оказалось, что наши официальные лица умеют говорить коротко, по существу, лимит времени - по 10 минут на каждого - диктовал и краткость, и содержательность каждого выступления. Региональные представители тоже придерживались регламента, дело в том, что четко был составлен график включения регионов и нужно было держаться в рамках регламента, чтобы не сорвать видеоряд.

Конечно, интересно, о чем же все-таки шел разговор. В Самаре, где вместе с местными парламентариями и педагогами находилась депутат Госдумы РФ Екатерина Кузмичева, шла речь о том, что новая школа не может быть хорошей без хорошего дошкольного образования. Омск, пригласивший к себе для поддержки депутата Госдумы РФ Ирину Роднину, конечно, вел речь о здоровье школьников и школьном спорте. Представитель Ульяновской области посчитал важной тему развития педагогического образования (а как иначе - новой школы не может быть без нового педагога!). О летнем отдыхе и проблемах его организации на базе школ очень серьезно поставила вопрос представитель Астраханской области. Алтайский край на примере сельской школы в Сростках обозначил проблему материальной базы. Эта позиция была поддержана и представителями Амурской области. О важном компоненте для школы - содержании образования - заявили подмосковная Ивантеевка, Екатеринбург, Рыбинск. И тут в разговор от имени ученых-педагогов вступил директор Института содержания образования РАО Михаил Рыжаков, отметивший, что обучение в новой школе будет напрямую зависеть от качества новых федеральных стандартов образования. О весьма существенной составляющей новой школы, проще говоря, о деньгах, говорили сразу несколько регионов. Псковская область, всерьез занимающаяся комплексным проектом модернизации образования, задала тон в разговоре, поставив вопрос о том, что должны быть все же какие-то базовые размеры зарплаты, а то в одном регионе зарплата учителя не дотягивает до десяти тысяч рублей в месяц, а в другом зашкаливает за сорок тысяч рублей. Председатель Общероссийского профсоюза образования Галина Меркулова в своем выступлении тоже коснулась темы оплаты труда учителей, отметив, что в документе, подготовленном совместно профсоюзом и Министерством образования и науки РФ и отправленном премьеру Владимиру Путину, содержится не только анализ того, как велика разница в оплате труда педагогов в разных регионах, но и конкретные предложения относительно того, что нужно было бы сделать, чтобы и зарплата учителей была достойной, и оплата труда вообще справедливой. Последнее региональное мнение высказала Калининградская область, которая напомнила всем участникам о том, что готовится новый интегрированный закон об образовании. Нужно подумать, каким он будет и стоит ли включать в него положения о социальной поддержке учителя.

Вообще отрадно, что за четыре часа парламентских слушаний прозвучало такое большое количество разумных и своевременных предложений для реализации инициативы Президента РФ, что можно было составить большую, содержательную программу, которая может сделать жизнь российской школы по-настоящему счастливой. Ведь участники слушаний говорили о необходимых для педагогов социальных льготах, изменении норм нагрузки, критериях оценки качества работы учителя, о повышении квалификации и переподготовке педагогических работников по современным технологиям и методикам обучения и воспитания, о строительстве типовых школьных зданий и обеспечении школ базовой учебной литературой, качественным питанием и медицинским обслуживанием, об установлении требований к качеству учительского труда, поддержке талантливых детей, которая должна стать системной, причем не только в рамках олимпиадного движения и творческих конкурсов, но и путем создания профильных предметных школ и школ-интернатов при вузах, о многом другом, что, несомненно, важно для работы нашей отечественной школы по-новому. Весь вопрос в том, учла ли в представленном правительству документе по новой школе все эти предложения дирекция проекта во главе с директором Департамента госполитики Минобрнауки России Игорем Реморенко. Единственно, о чем я искренне сожалею, что по какой-то причине в парламентских слушаниях не участвовала Москва, которая в течение двух последних лет весьма успешно отрабатывает проекты «Школа будущего», «Детский сад будущего», «Колледж будущего». Многое из результатов этой работы - моделей образовательных учреждений, ориентированных на будущее и создаваемых не только для столицы, вкладывающей немалые средства в эту работу, но и для России в целом, - могло бы органично войти в тот самый документ, который вчера был представлен на рассмотрение в Правительство РФ.

Что же касается самих парламентских слушаний, то, говоря о новой школе, Комитет ГД РФ по образованию выступил новатором. Как считает Владимир Аверкин, председатель Комитета образования, науки и молодежной политики Новгородской области, слушания в режиме видеоконференции - новый подход к организации выработки образовательной политики: «Не надо тратить огромные деньги и время, чтобы принять участие в слушаниях, выезжая в Москву. Это стало возможно благодаря новым информационным технологиям и тем инициативным людям, которые применили их в парламентских слушаниях. Использование таких форм при контроле выполнения задач позволит нам более интенсивно работать на достижение лучших результатов и перенимать передовой опыт. Августовское совещание предлагаю впервые во всех регионах провести в режиме видеоконференц-связи, что позволит каждому субъекту увидеть свои реальные достижения по сравнению с другими регионами. Это приведет к повышению эффективности управления образованием, получению хорошего результата и росту конкурентоспособности российского образования на мировом уровне». На слова Аверкина тут же отреагировала вице-спикер Светлана Журова, отметившая: «Можно сказать, что в Государственной Думе протестирован новый технологический подход к организации подобных мероприятий, и, возможно, по этому пути пойдут и другие комитеты Думы при проведении парламентских слушаний. Примечательно, что именно Комитет по образованию при обсуждении инициативы «Наша новая школа» первым внедрил инновационные технологии. И это правильно, так и должно быть!»