На первом этаже школы установилась наэлектризованная атмосфера. Если бы не общее напряжение, то построение девятиклассников с цветами можно было бы вполне принять за обычную торжественную линейку. Перед школьниками ходит Людмила Святун и раздает последние указания перед ГИА по математике. Ребята, которые еще перед подъездом школы сохраняли относительно беспечный вид, поддаются настроению и становятся очень серьезными. «Нас специально готовили именно к форме тестирования, - рассказывает ученик девятого класса Рафат Саати. - Объясняли, как заполнять задания, решали похожие варианты. Конечно, тестирование отличается от той формы экзаменов, которые у нас были раньше, а мы их сдаем каждый год при переходе из одного класса в другой».

В первую очередь, по словам ребят, отличие состоит даже не в сложности, а в заполнении. «Во многом сдача экзамена зависит от оформления, - уточняет Дмитрий Терпелов из девятого класса. - Если неправильно оформишь, то могут не засчитать и правильное решение». Зато, по словам ребят, судя по подготовке к аттестации, экзамен в форме теста для них будет даже проще, чем те, что они сдавали в предыдущие годы.

«Эта параллель сдает экзамен в форме тестирования первый раз, - рассказывает учительница русского языка и литературы Наталья Новикова. - В прошлом году у нас в школе был пробный ГИА для девятых классов, и из параллели его писал только один класс». По словам преподавателя математики Ольги Власовой, к ГИА ребят готовили особым образом. Так, в процессе обучения официально проводили несколько тренировочных работ через систему СтатГрад. Конечно, в течение года, уточняет преподаватель, ребята работали по программе, изучали полагающийся по учебному плану материал. А вот в последней четверти, при повторении пройденного и непосредственной подготовке к итоговой аттестации, в бой вступила уже тяжелая бумажная артиллерия. «Сейчас продается масса специальных сборников. Мы закупили сборники издательства «Просвещение» всем детям и по ним решали задания, - рассказывает Ольга Власова. - Но этот сборник скорее помог настроиться именно на структуру работы, на технические моменты, чтобы школьники, получив задания, не растерялись и понимали, где первая часть, где вторая, что нужно отметить крестиком, где написать варианты ответа. Так что, я думаю, они готовы».

Единственное, что, по словам учительницы математики, у детей может вызвать трудности, - это психологический дискомфорт. Ранее, когда экзамены сдавали в традиционной форме, на испытаниях присутствовали свои учителя, которые вели и готовили к аттестации в течение года. Сейчас же в аудиториях сидят наблюдатели из других школ, у которых «ни спросить, ни уточнить».

Экзамен в традиционной форме содержал десять заданий с «размытыми» вариантами ответа, то есть дети в каждом задании должны были обосновать свои решения. В ГИА по математике - две части, где в развернутой форме ребята решают только пять заданий, а первые шестнадцать заданий - тестовые, где можно ответить на вопросы, рассуждая чисто логически. «Тем не менее объем знаний и умений проверяется тот же самый, - отмечает Ольга Власова. - То есть утвержденный перечень того, что дети должны уметь, остался прежним».

Незадолго до начала аттестации по математике притихших ребят группами отправляют на второй этаж школы, где их уже поджидает инспектор, призванный наблюдать за ходом тестирования. «Вам туда нельзя, - говорит нам директор школы Людмила Святун. - Старший инспектор-наблюдатель запретил входить в аудитории, так как это нарушение инструкции». На первом этаже школы повисает гулкая тишина, только тихо играет радио в каком-то из административных кабинетов.

Впереди у девятиклассников еще два ГИА - по русскому языку и внутришкольный экзамен по иностранному языку. Обе аттестации ребята будут проходить в стенах родной школы, а вот выпускников ждет школа №1155 - пункт приема экзаменов (ППЭ) для Северо-Западного округа. Надо сказать, что в этом году одиннадцатиклассники пишут ЕГЭ еще в трех частях, однако официально утвержденный новый вариант единого госэкзамена, который предстоит решать выпускникам в 2010 году, будет содержать, так же как и ГИА, две части. В нем ликвидируется элемент случайности, когда в тесте ребята должны были крестиком отметить варианты ответа, вместо этого ребята должны будут вписывать свой ответ. Впрочем, в любом случае единственным способом сдать госэкзамен остается формула: «Если знаешь, то напишешь».