Анна КОЛОМЕЕЦ, директор школы №1, Гагарин, Смоленская область: Есть определенный дискомфорт

Наша школа будет проходить аккредитацию по новой системе в октябре 2009 года. Конечно, есть определенный дискомфорт, страх перед неизведанным. Я специально перечитала старое Положение об аттестации учреждений образования, чтобы сравнить его с новым Положением об аккредитации, которое, конечно, более ориентировано на современное образование. Оно предполагает намного больше свободы в оценке деятельности школ, положительным шагом является и создание банка данных. Но при этом в новом положении по сравнению со старым, на мой взгляд, нечетко прописана сама процедура аккредитации. Мне кажется, не хватает конкретики. Хотя, возможно, порядок проведения станет более ясен после выхода соответствующих областных нормативных документов.

Хочу отметить один важный момент. Сегодня школа должна получать оценку качества своей деятельности не только от государства, но и от общества. Ведь мы выполняем социальный заказ учеников и родителей. Поэтому я считаю, что процедура аккредитации должна носить в том числе и общественный характер. Приятно видеть, что это нашло отражение в новом положении. Но, к сожалению, положение опять-таки не объясняет четко, как именно общественность может принять участие в процедуре аккредитации.

Чего я боюсь в ожидании аккредитации? Очень часто проблемы возникают там, где их нет, а именно при оформлении документов. Хотелось бы увидеть образцы.

Виктор КОНДРАТЬЕВ, директор Бронницкой школы, Новгородский район, Новгородская область: А почему бы и нет

Аккредитация образовательных учреждений упрощена, и это радует. Если раньше этот процесс длился полгода, то теперь - два месяца.

Некоторые критерии перестали быть обязательными, например, показатель участия сельских школ в областных мероприятиях. Возможно, последуют и другие изменения. Сейчас, в частности, директора школ и члены аккредитационных комиссий высказываются по поводу того, чтобы разграничить показатели при экспертизе сельских и городских школ или общеобразовательных школ и гимназий и лицеев. Я думаю, это было бы справедливо. Поскольку качество подготовки учеников в этих учреждениях образования разное, то и подходы к оценке должны отличаться.

Высказываются предложения: не учитывать преемственность успеваемости при переходе ребенка из одного класса в другой. Например, может сложиться такая ситуация - ученик получал в пятом классе пятерки и четверки, а при переходе в шестой класс по одному предмету получил четвертную тройку. Но ведь всякое бывает - ребенок в другую школу попал, к другому учителю. Эти индивидуальные особенности не должны влиять на подведение итогов аккредитации образовательного учреждения.

Сейчас идет речь о том, что в будущем, возможно, некоторые школы станут самоаттестовываться и получать таким образом аккредитацию. А почему бы и нет? Там, где в школе опытный, давно работающий руководитель, где хорошие, стабильные показатели, школа могла бы аттестовываться сама своей комиссией при участии, может быть, одного представителя от области. Это даже, на мой взгляд, показатель доверия директору школы.

Трудности заключаются в основном в том, что каждый регион работает по-своему, предъявляя различные требования к учреждениям образования. А региональные проблемы центр не всегда учитывает.

Светлана КРИВОШЕИНА, директор Присухонской школы, поселок Фофанцево, Вологодская область: Можем сравнивать

Поскольку мы недавно прошли аккредитацию по новой системе, у меня есть возможность сравнить, на какие аспекты больше обращалось внимание по сравнению с прошлыми проверками. Тщательно изучался кадровый состав школы - образование учителей, их категорийность, уровень подготовки. Впервые большое внимание было уделено воспитательной и методической работе. В частности, анализировалась взаимосвязь методической работы всего образовательного учреждения и самообразования учителей. Библиотечный фонд также проверялся более серьезно.

В нашей школе работают специальные коррекционные классы VIII вида. В связи с этим при прохождении аккредитации проверялась лицензия на соответствующую образовательную деятельность, кабинеты психолога и логопеда, учебные мастерские для девочек и мальчиков.

Одна из основных проблем, которая встает перед директором образовательного учреждения, - это вопрос финансирования. Чтобы, например, должным образом оборудовать кабинеты логопеда и психолога, нужно не просто стулья и стол поставить. Требуются и наглядные пособия, и развивающие игры, и многое другое. Для того чтобы пополнять библиотечный фонд, тоже нужны финансы...

Тем, кто еще не проходил аккредитацию по новой системе, я советую не бояться. Требования нам были известны заранее, а дальнейшее уже зависит от школьной администрации - с каким результатом она подойдет к аккредитации. Думаю, эта процедура полезна для самого учебного заведения. Мы вот прошли аккредитацию и сразу же начали... готовиться к следующей. В ходе аккредитационной проверки и подготовки к ней школа сама проанализировала свою деятельность, затем получила результаты экспертизы и теперь наметила перспективы своего развития. Это подстегивает.

Подготовила Светлана ПОТАПОВА