Комментарий «УГ»

Итоги

Существуют способы удостоверения факта своего авторства. Если ваши авторские права нарушены в Интернете, факт нарушения можно заверить у нотариуса. Помните - вы вправе обратиться в суд и потребовать компенсацию.

На титульном листе любой разработки, размещенной на школьном сайте или образовательном интернет-портале, должны быть указаны фамилия и инициалы автора.

Если на сайте, где размещены методические материалы, написано: «Без моего согласия использовать нельзя», этот запрет надо выполнять.

Если вы заметили, что чьи-то авторские права нарушены, не проходите мимо - напишите автору, опубликуйте информацию о «краже» на крупном образовательном портале.

Необходимо менять ситуацию в образовании, когда учитель вынужден публиковаться ради надбавки к зарплате, зачастую представляя в печать и на конкурсы не свои, а чужие материалы.

Полностью публикация приведена в формате PDF:

Скачать/Просмотреть

(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).

Ольга МАКСИМОВИЧ, заместитель главного редактора «Учительской газеты»:

- Для нас очень важно, что сегодняшний «круглый стол» проводится в партнерстве с порталом, хорошо известным многим российским педагогам, - «Сеть творческих учителей». Это ресурс, создание которого инициировал «Майкрософт» в рамках программы «Партнерство в образовании» в 2006 году. Здесь присутствует руководитель «Сети творческих учителей» Александр Борисович Драхлер, он будет моим соведущим.

Сегодня появляется все больше интернет-ресурсов, где размещаются и обсуждаются методические разработки учителей. У каждого материала, размещенного в Интернете, есть свой автор. Теоретически это так, но так ли это на самом деле? Существует проблема соблюдения общих норм авторского права в Сети. И ученики, и студенты часто копируют информацию из Всемирной паутины, выдавая ее за свою творческую работу. Можем ли мы сказать, что и педагоги не поступают так же, используя чужие материалы и не указывая их авторства?

Александр ДРАХЛЕР, учитель истории, зам. директора центра образования №293, руководитель портала «Сеть творческих учителей»:

- Есть расхожее выражение: «Интернет - это большая помойка». Однако вернее другое - Интернет все больше и больше становится зеркалом всех наших проблем, достижений, непониманий. Применительно к теме нашего обсуждения существует двусторонняя проблема. С одной стороны, учитель не умеет себя грамотно позиционировать как автор, просто не понимает, зачем это надо. С другой стороны, учитель не всегда умеет грамотно использовать не принадлежащую ему интеллектуальную собственность. Эта проблема отягощается еще и тем, что сейчас введены стимулирующие формы оплаты труда, и от учителей требуют различного рода публикации. И тогда люди порой начинают выдавать чужое за свое... Добавлю проблему неправомерного использования учительских материалов в различных сборниках, в том числе тех, которые издают институты повышения квалификации.

У нашей встречи две цели. Программа-минимум - чтобы крупные «игроки» образовательного поля договорились о схожих правилах работы с аудиторией. Учитель должен грамотно позиционировать себя как автор и грамотно использовать чужие ресурсы. Программа-максимум - повлиять на изменение пункта 5 статьи 1259 Гражданского кодекса РФ, которая исключает идеи и методики из общего перечня объектов авторского права.

Татьяна ПОГОРЕЛОВА, шеф-редактор приложения к «Учительской газете» «Образовательное право. Деловая папка «УГ», юрист:

- Я попыталась собрать максимальное количество способов защиты авторского права.

Начну с того, что в связи с принятием 4-й части Гражданского кодекса РФ появилась проблема нарабатывания новой практики. Наши судебные органы стараются руководствоваться постановлениями пленумов Верховного суда РФ. А такие постановления выносятся только после того, как рассмотрено не менее тысячи дел. До тысячи пока далеко...

Методические разработки не охраняются авторским правом, если они пошагово прописаны на материальном носителе. Сама по себе идея урока под охрану не подпадает. Авторское право распространяется на форму выражения, но не на содержание. То есть охраняется написанный сценарий урока, но ведение урока по этому сценарию не будет нарушением авторского права.

Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей. Кто первый обозначил себя как автор, тот и считается автором, если иное не доказано.

Однако, чтобы обезопасить себя от возможных претендентов на авторство вашего произведения, можно рекомендовать провести своеобразную подготовку доказательственной базы, которая поможет в решении спора об авторстве в суде.

Первый, самый известный способ, - уведомление. Можно самому себе отправить по почте экземпляр произведения, например методическую разработку, изложенную на любом материальном носителе. В случае возникновения спора такое отправление вскрывается в суде. Если кто-то нарушил ваши авторские права, у вас на руках доказательство - конверт, в котором лежит ваше произведение. На конверте есть штемпель с датой отправления.

Второй способ - нотариальное заверение. Произведение можно заверить у нотариуса как документ с датой регистрации. Желательно в реестр внести сведения о названии произведения.

Третий способ - депонирование в Российском авторском обществе. РАО - общественная организация по коллективному управлению имущественными правами - может выдать свидетельство, подтверждающее дату и факт наличия произведения в объективной форме. Депонирование экземпляра произведения производится на 10 лет.

Свидетельство не создает авторского права, так как регистрация не предусмотрена, но появляется дополнительный экземпляр, который заявлен на определенную дату.

В таком случае своеобразная регистрация в РАО помогает идентифицировать произведение и автора.

Четвертый, самый серьезный по времени и длительности, способ - депонирование в Библиотеке Конгресса США. Этот способ стоит выбрать, если вы боитесь, что ваши авторские права будут нарушены за пределами России, и если вы хотите получить большую компенсацию.

Игорь СУХИН, старший научный сотрудник Института теории и истории педагогики РАО, член Союза писателей РФ, автор более 70 книг, модератор портала Pedsovet.org:

- Любой научный институт может депонировать. Например, наш Институт теории и истории педагогики РАО. И в любом городе есть научные институты, где это можно делать.

Георгий ВИТАЛИЕВ, специалист Некоммерческого партнерства поставщиков программных продуктов:

- Есть еще один способ. Существует научно-технический центр «Информ-регистр» при Министерстве связи и информатизации, он регистрирует базы данных и электронные издания. Вы приносите на носителе 5 экземпляров, их регистрируют. Эта процедура бесплатная для заявителя, за счет государственного бюджета. Адрес сайта: www.inforeg.ru.

Татьяна ПОГОРЕЛОВА:

- Я бы хотела напомнить, что еще до недавнего времени мы жили по правилу: то, что есть в Интернете, авторским правом не охраняется. Нужна была только ссылка на имя автора.

На сегодняшний день ст. 1270 ГК РФ закрепляет исключительное право автора произведения использовать его независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, в частности, речь идет:

- о публичном показе произведения, то есть любой демонстрации оригинала или экземпляра произведения непосредственно либо на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств (под «иными техническими средствами» подразумевается Интернет);

- о доведении произведения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору.

Именно эти закрепленные права и дают возможность бороться за свои авторские права в сети «Интернет».

Защитить свои авторские права, если их нарушают на территории сети «Интернет», весьма проблематично. Однако некая практика борьбы с нарушителями уже выработана.

Так, например, можно воспользоваться услугами нотариуса. К сожалению, мало кто из нотариусов идет на это, так как боятся сделать что-нибудь не так. Но в Москве, например, 2-3 нотариуса пошагово новую процедуру уже освоили.

Итак, если вы в сети «Интернет» наткнулись на страницу, где представлено ваше авторское произведение, которое транслируется без вашего разрешения, или, более того, изменены имя автора (нарушено право автора на имя), наименование произведения, внесены сокращения, дополнения, послесловия, комментарии, иллюстрации (нарушено право на неприкосновенность произведения), необходимо совершить следующие действия.

Составить у нотариуса протокол для обеспечения доказательств, необходимых в случае возникновения дела в суде, на основании ст. 102 Основ законодательства о нотариате.

По просьбе заинтересованных лиц нотариус обеспечивает доказательства, необходимые в случае возникновения дела в суде или административном органе, если имеются основания полагать, что представление доказательств впоследствии станет невозможным или затруднительным.

Однако нотариус обязан руководствоваться требованиями

ст. 103 Основ законодательства о нотариате, а именно: он должен известить о времени и месте обеспечения доказательств стороны и заинтересованных лиц. Неявка их не является препятствием для выполнения действий по обеспечению доказательств.

Надо обратить особое внимание, что в дальнейшем в суде протокол нотариуса может не быть принят в доказательственную базу именно на основании того, что нотариус не предупредил вторую сторону о планируемом обеспечении доказательств.

Для себя нужно четко решить, какую цель вы преследуете. Если речь идет только лишь о том, чтобы нарушитель убрал ваше произведение из Интернета или внес необходимые вам изменения, то достаточно того, чтобы нотариус известил вторую сторону о предстоящем обеспечении доказательств. Обычно после такого извещения нарушители быстро чистят свой сайт.

Если же ваша основная цель - довести дело до суда, то, естественно, такое предупреждение может дать возможность виновной стороне убрать всю лишнюю информацию с сайта, и вы останетесь без доказательств. В этом случае нотариус может воспользоваться частью 4 ст. 103 Основ законодательства о нотариате, которая позволяет произвести обеспечение доказательств без извещения одной из сторон и заинтересованных лиц в случаях, не терпящих отлагательства, или когда нельзя определить, кто впоследствии будет участвовать в деле.

В таком случае заявитель должен написать соответствующее аргументированное заявление-уведомление. Отсутствие такого аргументированного заявления также может стать основанием для отказа суда принять протокол нотариуса в качестве доказательства.

Далее нотариус в вашем присутствии выводит страницы из Интернета с соответствующей информацией и удостоверяет каждую страницу.

Теоретически возможен и другой вариант обеспечения доказательств - через судебных приставов, но практика показывает, что они на это идут с неохотой, хотя соответствующие права за ними также закреплены.

Георгий ВИТАЛИЕВ:

- Надо только добавить, что это удовольствие стоит порядка 5 тысяч рублей.

Татьяна ПОГОРЕЛОВА:

- Если вы идете в суд и хотите свое право восстановить, вы рассчитываете на компенсацию. А минимальная компенсация у нас 10 тысяч.

Ольга МАКСИМОВИЧ:

- Я предлагаю передать слово практикам, учителям, которые сегодня у нас здесь присутствуют. Многие учителя, используя чужие работы, не оставляют никаких ссылок. С вашей точки зрения, насколько культура поведения в Сети сформирована в педагогическом сообществе?

Юлия ФОМИЧЕВА, учитель изо, черчения, МХК московского лицея №1564:

- Это сложный вопрос. Мы очень часто публикуем свои работы. У нас разработки не только методические, текстовые, но и изобразительные, визуальные. Они разлетаются по Сети, по всем информационным линиям и потом «всплывают» в разных местах. Идем в другую школу и случайно обнаруживаем наши работы, висящие на стене. Получается не очень хорошо, так как там нет фамилии автора, нет фамилий детей, которые создают эти материалы в содружестве с учителями. Скажешь свое мнение, и на этом все заканчивается.

У нас есть сайт лицея. К текстам мы всегда ставим подписи, на видео - лейблы, штампы, но их можно убрать, это элементарно... Мы не защищены.

А по поводу нотариуса у меня есть собственный опыт. Я рисовала иллюстрации к разным учебникам и пыталась свои права защитить, пошла с ксерокопиями своих рисунков к нотариусу, там мне заверили подпись, и только после этого на учебниках появилась моя фамилия.

Эльвира ФЕДЮШИНа, заместитель директора по УВР московского центра образования №1998:

- Иногда мы, учителя, не думаем об авторских правах. У меня есть свои уроки, мне важно, чтобы учителя музыки эти уроки видели, взяли и использовали. Размещая сценарии в Интернете, в том числе на портале Всероссийского интернет-педсовета, на школьном сайте, я не думаю о своих авторских правах, мне, честно говоря, это не важно. Наверное, многие учителя так же рассуждают.

Юлия ФОМИЧЕВА:

- Учителя бескорыстны, но когда дело касается репродуцирования твоей собственной работы, бывает просто обидно.

Эльвира ФЕДЮШИНа:

- Приятно, когда этим пользуются, но не изменяют и не извращают.

Татьяна ПОГОРЕЛОВА:

- Пусть используют, ради бога. Но ваша методическая разработка, на которой стоит не ваше, а чужое имя, - это, наверное, уже совсем другая история. И если за кражу вашей разработки вы можете получить компенсацию, то почему бы не начать задумываться об авторском праве?

Александр ДРАХЛЕР:

- На нашем портале «коллективным разумом» созданы Правила публикации http://www.it-n.ru/news.aspx?cat_no=231&d_no=49744, и мы добиваемся, чтобы учитель фиксировал «презумпцию авторства», чтобы на титульном листе любой разработки в начале стояли фамилия, инициалы и потом только название произведения. По поводу компенсации... Часто нарушителями являются различные курсы, институты повышения квалификации. Они заливают материалы на диск или распечатывают и раздают людям якобы от чистого сердца. А это чьи-то чужие методические ресурсы.

Мария СМИРНОВА, учитель начальных классов центра образования №293, координатор сообщества «ИКТ в начальной школе», редактор интернет-проекта Nachalka.com:

- Мы говорим о том, как нам самим защищать свои права, но не надо забывать, что мы должны научить наших детей спокойно и ненавязчиво соблюдать чужие авторские права и защищать свои авторские права. Может быть, я немного пессимист, но я думаю, что должно смениться поколение. Придут новые пользователи, для которых это будет естественно - сослаться на источники информации, поставить свое имя корректно.

Александр ДРАХЛЕР:

- Когда ученик из урока в урок видит на слайдах учительской презентации ссылки на использованные ресурсы, то и учить его специально соблюдению авторского права не нужно. И, наоборот, можно говорить хорошо и правильно, а показывать совсем иные примеры...

Мария СМИРНОВА:

- Что касается непосредственно темы «круглого стола», доказать авторство и нарушение авторских прав бывает очень непросто. Мы пытались проверять материалы на плагиат, для этого есть много разных известных способов. Можно выявить просто с помощью поисковой системы самые грубые заимствования. Но бывает, что работа не была опубликована в Интернете, и тогда выяснить правду сложно.

Интересный был случай, когда наша автор свою собственную бумажную печатную работу опубликовала в Интернете. Ей предъявили претензию, и она была счастлива, что ее знают. Но пришлось сослаться на собственную книжку.

Мы понимаем, что ни один координатор, ни один руководитель интернет-проекта не может заниматься проверкой всех материалов. Спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Мы друг с другом договорились, что не пройдем мимо, если видим заимствования.

Александр ДРАХЛЕР:

- Главный карающий инструмент - тот позор, который падает на голову нарушителя. Если информация о нарушении авторских прав выкладывается на серьезном, крупном федеральном ресурсе, который посещают десятки тысяч пользователей...

Георгий ВИТАЛИЕВ:

- Есть право автора на выпуск произведения в свет, первое издание. Как только вы выложили что-то в Интернет без ограничений, все - ваше право кончилось, наступил принцип исчерпания права. С другой стороны, если на сайте написано: «Без моего согласия в коммерческих целях использовать нельзя», этот запрет надо выполнять.

Александр ДРАХЛЕР:

- У нас на портале работы проходят открытую общественную профессиональную экспертизу, вычищаются и так далее. Хорошие работы - 20-30 штук - закатываются в диск и раздаются или продаются. С точки зрения права это законно?

Георгий ВИТАЛИЕВ:

- В этом случае составитель сборника должен у всех авторов получить разрешение.

Дмитрий СОКОЛОВ, директор некоммерческого партнерства поставщиков программных продуктов:

- Есть право на некоммерческое использование авторских материалов в научных и образовательных целях. Авторское право монопольно по своей природе. Законодатель эту монополию ограничивает, в частности, тем способом, о котором я сказал, - предоставляя возможность в образовательных целях использовать учительские разработки, например, без согласия автора.

Игорь СУХИН:

- Мне раньше везло, и целиком мои произведения никто не воровал. Но в конце прошлого года мою книгу «Шахматы для самых маленьких» кто-то без разрешения целиком выложил в Интернете. Около ста сайтов взяли ее оттуда, где-то файлы продаются за деньги, где-то бесплатно. Меня не устраивает ни то, ни другое. Я свое произведение не выкладывал. На своем сайте я даю фрагменты своих книг, и внизу у меня ссылка - «Автор возражает против использования его произведений». Нужна правовая культура. Если хочешь поместить материал на другом ресурсе, напиши автору, попроси разрешения.

Александр ДРАХЛЕР:

- У нас на портале и в правилах, и при загрузке пишется, что загрузить материал может только сам автор или человек, который является правообладателем. Мы на это всегда обращаем внимание, координаторы отсекают работы, если они загружаются не авторами. Обычно оправдываются: автор не может сам, он меня попросил. Мы такие отговорки во внимание не принимаем. Мы даже такую страничку на портале завели: «Когда мораль и право не указ». Когда работы наших авторов публикуются под чужими именами на других порталах, мы не просто пишем на тот ресурс и помогаем автору добиться справедливости, а еще эту переписку выкладываем в Интернете.

Павел БЕЛКИН, генеральный директор некоммерческого партнерства «Современные технологии в образовании и культуре»:

- Наша организация - учредитель альманаха «Вопросы информатизации образования», это зарегистрированное электронное средство массовой информации. С моей точки зрения, чтобы решать проблемы, поднятые на этом «круглом столе», надо четко понимать, кто является субъектом во всех правоотношениях. Мы владельцы ресурса, доменного имени. Владелец материального носителя - хостинг-компания, у которой мы покупаем услуги по предоставлению в режиме вычислительного центра. Если происходит инцидент, кто нарушает права: хостинг-компания, мы, как владельцы доменного имени, или мы, как юридическое лицо - учредитель средства массовой информации? В этом случае единственный способ издательству или владельцу интернет-ресурса снять с себя ответственность за плагиат, нарушение авторских прав - заключение авторского договора в письменной форме с каждым из авторов. Человек, который представляет материалы, во-первых, подписывается под каждой страницей текста, который он представляет для публикации, а во-вторых, подписывается под статьей, что он не нарушает ничьих прав и в случае возникновения претензий обязан их урегулировать за свой счет. Естественно, при большом объеме материалов на портале это сложнее сделать.

Леонид БЕРМАН, учитель экономики московской гимназии №1516, координатор сообществ «Экономика в школе» и «Юридическая консультация для учителя»:

- У меня создалось ощущение, что сегодня система образования во многом насильно заставляет учителя быть автором. Существует огромный объем профессиональных конкурсов, за которые школы, округа, города должны отчитаться, каждый раз привлекать новых людей. Есть огромное количество конкурсов для учащихся - опять-таки школы, округа, города должны отчитаться, что они приняли в них участие. Сегодня зарплата учителя зависит от того, автор он или нет, есть у него публикации или нет. А какие это публикации, систему образования не волнует. Нужно поставить галочку, что есть две публикации, а то, что это компиляция, передергивание, десять раз свое старое переписал, никого не волнует. Человека заставляют на это идти. Причем речь не идет о том, что он получит высшую квалификационную категорию, что он существенно поднимет планку материального положения, речь идет о выживании.

С одной стороны, мы говорим о том, что должна быть система, которая наказывает человека, если он нарушил авторское право, с другой стороны, мы должны подумать о каких-то шагах внутри системы образования, чтобы не заставлять педагога заниматься заимствованиями, воровством чужих материалов.

Если какие-то практические выводы делать из сегодняшнего разговора, хочу сказать о следующем. Мы говорили, что в разных ведомствах есть свои структуры, которые занимаются депонированием. Может быть, и в системе образования должна быть профессиональная структура, которая может этим заниматься за небольшие деньги.

Александр ДРАХЛЕР:

- С одной стороны, важно, чтобы реальные учительские разработки как-то фиксировались, чтобы учитель активно позиционировал себя в области авторского права, с другой стороны, действительно нужно нейтрализовать давление на педагога, когда его заставляют публиковаться.

Павел БЕЛКИН:

- Куда сейчас развивается Интернет? Модно коллективное авторство - те же «Википедии» и прочее. Публикует один человек, редактируется многими, получается коллективное творчество. У меня такое ощущение, что в Интернете никогда не будет наведен порядок с авторскими правами. Многие люди считают: то, что «выброшено» в Интернет, - плод коллективного разума, рано или поздно им станет.

Александр ДРАХЛЕР:

- Я с вами не согласен. Можно говорить, что работают технологии Web 2.0, можно реально работать в технологии Web 2.0. Если учитель везде прописал свое авторство и если аудитория воспитана таким образом, что учитель будет использовать чужие материалы, а на последнем слайде сошлется на того, чьи материалы использовал, фиксация авторства будет происходить.

Павел БЕЛКИН:

- Но Интернет - это намного шире, чем сеть общения учителей.

Александр ДРАХЛЕР:

- Мне проще говорить о профессиональных сетевых сообществах. Если мы себя позиционируем как профессионалы, как люди, для которых учительство - это ремесло в хорошем понимании слова, тогда нам должно быть не стыдно рядом со своей работой написать свое имя.

Павел БЕЛКИН:

- Тогда, возможно, речь должна идти не об Интернете в целом, а о сети профессиональных сообществ. Естественно, я себя позиционирую как учитель и как автор, но я должен быть готов к тому, что через год-два, если мой материал интересен, он разойдется по Сети, будет прокомментирован, переработан миллионным сообществом Интернета.

Александр ДРАХЛЕР:

- И на нашем портале материалы дорабатываются. Другой вопрос, что у нас, если сообщество материал обсудило и человек его доработал, автор прибавляет имена тех, кто ему помог.

Дмитрий Соколов:

- Наше партнерство занимается борьбой с нарушениями авторских прав в сфере компьютерных программ. На многих ресурсах в Интернете, не только на файлообменных ресурсах, лежит программное обеспечение, которое размещено там незаконно. По нашим требованиям в месяц до 4-5 тысяч таких ссылок убивается, это не очень сложно. Если кто-то из учительского сообщества, обладающий хваткой, покажет крупным провайдерам, что будет последовательно защищать свои авторские права, первые десять раз будет тяжело, на пятнадцатый станет относительно легко, а затем ссылка будет закрываться просто «автоматом», после письма по электронной почте.

Ольга МАКСИМОВИЧ:

- Это должно войти в практику.

«Круглый стол» записала Оксана РОДИОНОВА

Фото Ольги МАКСИМОВИЧ