Орудие программиста - карандаш и резинка

От новой аббревиатуры веяло чем-то военным и засекреченным. Руководитель ППЭ Тамара Никитична Кармазина (в мирное время - заместитель директора 47-й школы) встречала на ступенях и меня, и сотню с лишним выпускников, рискнувших сдавать единый экзамен по информатике и ИКТ. Можно сказать, я смотрела на них, как на героев.

Во-первых, они стали первыми (они и еще те, кто сдавал биологию), а во-вторых, Воронежская область в этом году вообще впервые сдает ЕГЭ по информатике и этим закрывает весь список предметов, предложенных к сдаче в виде единого экзамена. В прошлом году первый раз сдавали иностранный, а в этом - информатику и ИКТ. В каждом районе города выбрали по одной школе, куда в этот день съехались будущие программисты и модераторы. В 47-й школе их собралось более ста человек из примерно тридцати школ Коминтерновского района, в основном мальчишки, хотя, к моему немалому удивлению, девчонок тоже было прилично.

Тамара Никитична сначала провела всех в актовый зал, где еще раз напомнила о необходимости отключить, а лучше сдать сопровождающему учителю («Как бы не так!» - подумали ребята) сотовые телефоны. Затем обсудили судьбу линеек и калькуляторов, отказав и тем и другим в применении на данном экзамене, потом обговорили посещение туалетных комнат (первый раз только через час после начала экзамена и потом максимум еще раз в течение последующих трех часов), а также затронули тему питания - воду и шоколад разрешили, но на отдельном столе и без шуршащих оберток. После этого выпускникам представили учителей-организаторов, которые подняли вверх таблички с номерами аудиторий, и все сдающие экзамен вскоре разошлись по кабинетам, указанным у них в пропусках. Оказывается, кроме паспорта и черной гелевой ручки, каждый выпускник имел на руках пропуск на ЕГЭ - листок с указанными в нем экзаменами и вариантами.

Я отправилась в 24-ю аудиторию и честно пообещала себе никого лишний раз не беспокоить и не рассосредоточивать. В итоге слово свое сдержала и вызвала на интервью всего только одного человечка, зато какого! Дмитрий Валерьевич Булгаков сдавал ЕГЭ уже второй год, потому что был выпускником прошлого года. Сам воронежец, в 2006-м поступил в кадетский корпус в Санкт-Петербурге, но по окончании его в желанный военный институт не поступил, поэтому сейчас снова сдает ЕГЭ. Заветная мечта - стать курсантом Воронежского института правительственной связи при ФСО России.

- Дмитрий, год вы не учились, пропустили. Чем занимались?

- Я этот год работал и параллельно учил информатику, математику и физику. Для поступления мне нужны три предмета - русский, физика и математика. Информатику я сдаю для перестраховки. Если опять не получится поступить, с информатикой будет больше возможностей попасть в другие вузы. Русский я оставил с прошлого года - 68 баллов.

- Где вы занимались этот год?

- Самостоятельно. У меня мама - учитель математики 79-й школы, это в другом районе. И она мне, конечно, помогала по этому предмету. А к информатике я готовился дома и у педагогов - друзей моей мамы.

- Во второй раз сдавать ЕГЭ легче?

- Да, уже страха особого нет, только волнение.

- Если бы вы обращались к организаторам ЕГЭ, к Министерству образования, что бы вы пожелали им?

- Я могу сказать одно: способа подсмотреть и списать нет. Возможно, это хорошо, но есть другая сторона медали. Если ты знаешь, но забыл, переволновался - все, тебе никто не подскажет и даже не намекнет. Задания сложные. Особенно когда ты не сразу после школы сдаешь, а через год и даже больше...

Я пожелала Диме удачи, и мы вернулись в кабинет, куда только-только принесли пакет с

КИМами. Организаторы в аудитории - учитель физики Любовь Владимировна Иванова и математик Светлана Викторовна Шуймер, - по-моему, тоже волновались, хотя ребят подбадривали и призывали сосредоточиться, ничего не забывать. Через пару минут прозвенел звонок - сигнал к распечатыванию конверта, и вскоре на каждый стол лег конверт потоньше, с персональными вариантами. Три человека на ЕГЭ не пришли, и их КИМы остались нераспечатанными. Вовремя вспомнив о данном самой себе обещании никому не мешать, я тихонько вышла из аудитории и направилась в директорский кабинет... Директор школы Александр Викторович Галкин стоял у принтера и копировал один из вариантов КИМов - ах!

Не обольщайтесь, ничего предосудительного в этом не было. Просто, кроме выпускников обычных школ, информатику сдавали двое ребят из школы-интерната для слабовидящих. Один из них попросил увеличить свое задание, потому что не мог рассмотреть мелкие буквы и цифры. Александр Викторович формат А4 увеличил до А3, а Тамара Никитична отнесла копии ребятам. Им, кстати, предоставили отдельный класс, на столы поставили лампы, а время экзамена для них было продлено на полтора часа - с четырех часов до пяти с половиной. Вот так неожиданно директору школы пришлось продемонстрировать свое знание современной техники.

До этого дня единственным предметом, по которому в Воронежской области сдавали ЕГЭ с использованием технических средств, был иностранный язык. В 47-й школе он проходил уже в прошлом году, когда впервые в области вводили ЕГЭ по этому предмету. Можно сказать, опыт у школы по новинкам большой: в прошлом году - первый ЕГЭ по английскому, в этом году - первый по информатике и ИКТ. Почему такое доверие? Как говорит директор, видимо, во-первых, потому, что школа традиционно с самого начала была пунктом проведения единого экзамена по русскому и математике, а во-вторых, технически укомплектована достаточно серьезно. Три компьютерных класса, 18 ноутбуков, а общее количество компьютеров - более полусотни. Если бы ЕГЭ сдавали с привлечением компьютеров, здесь это могли бы обеспечить.

- Александр Викторович, а насколько трудно сдавать информатику без компьютера?

- В принципе это приемлемо. Например, в заданиях предлагаются фрагменты программ, и надо узнать, где они даны правильно, а где - неправильно. Раскладку я вижу по трем языкам программирования - и на паскале, и на бейсике, и на си. В принципе каждый из абитуриентов мог выбрать приемлемый для себя язык. На самом деле орудие программиста - это карандаш и резинка, без компьютера можно вполне обойтись.

- А что, с вашей точки зрения, нужно улучшать в процедуре проведения ЕГЭ?

- Проблемы есть. Например, походы в туалет. С точки зрения закона, наверное, можно найти противоречия с Конвенцией о правах ребенка. Поставлены достаточно жесткие условия, и насколько они юридически правомерны, об этом еще надо подумать. Второе - это КИМы, в которых встречаются ошибки. Хотя, насколько я в курсе, если ошибка обнаруживается, выпускнику потом ставят максимальное количество баллов за это задание. Но ребенок на такую задачу все равно тратит больше времени, он-то думает, что задача решаема. Поэтому к КИМам надо подходить более основательно - это, на мой взгляд, главная проблема.

Фото автора

Воронеж