Следует помнить, что каждый из них представляет собой индивидуальность, психологическую уникальность. При этом не забывать учитывать, что близнецы, двойняшки сильно привязаны друг к другу и им трудно осознать себя индивидуумами. У них одни и те же радости, одни и те же проблемы. Задача родителей - научить детей отличать себя от другого, не видеть в нем своего двойника, понимать, что он отдельный человек. Нужно помочь близнецам вырасти нормальными личностями, построить свой индивидуальный, автономный мир, который он будет защищать от всякого вмешательства, в том числе и от брата-близнеца или сестры.

Если близнецов не разделять, они будут медленнее развиваться, у них возникают проблемы с речью. Ведь между собой такие дети общаются, обходясь небольшим запасом слов, понимая друг друга с полуслова. И тогда речь близнецов отстает на 2-3 года от других их сверстников, а значит, задерживается и мыслительный процесс. Они путают свои имена. И на вопрос, как тебя зовут, каждый произносит сразу два имени. Только спустя какое-то время у близнецов вместо местоимения «мы» появляется местоимение «я».

У каждого из близнецов или двойняшек должны быть свои отдельные вещи, игрушки. Рекомендуется только раздельное воспитание. Если таких детей не разделять, они всю жизнь останутся неделимыми, как одно целое. Если один уедет куда-нибудь на длительное время, то другой начинает так страдать, что может заболеть. Ранняя социализация этих детей способствует их разделению. И тогда у каждого появляются свои привязанности, свои друзья, свои увлечения. Правильно поступают родители, когда близнецов или двойняшек по очереди отправляют в гости к бабушке и дедушке. По очереди их можно сводить в театр, зоопарк.

Часто кто-то из близнецов, более сильный по характеру, подчиняет себе более мягкого, заставляя во всем слушаться себя и выполнять свои просьбы.

Близнец, который считает себя главнее, приказывает другому делать то, что он хочет. В этом случае оба ребенка не уничтожают личность друг друга, а развиваются каждый отдельно, и выходит: один ведущий, другой ведомый.

Во взрослой жизни близнецы стараются быть вместе. Они реже других детей женятся и выходят замуж. Если все же кто-то заводит семью, другой проявляет острую ревность, мучается от того, что «потерял» брата-близнеца или сестру.

Тройняшки и четверняшки создают родителям другие проблемы. Им трудно найти время, чтобы пообщаться, приласкать каждого ребенка в отдельности. И тогда между детьми начинается соперничество, каждый стремится привлечь внимание отца или матери только к себе. У тройняшек может возникать дружба между двумя, а третий часто чувствует себя одиноким и может замкнуться в себе. Их еще раньше, чем близнецов, следует научить отличать себя от других, чтобы они могли развиваться как личности.

Схожесть детей, родившихся один за другим, порой приводит родителей в заблуждение: если они так похожи, то и одевать их надо одинаково, и игрушки одни и те же покупать, и увлечения у них должны быть одинаковые. Из-за таких ошибок подавляется личность обоих, и дети всю жизнь считают себя зеркальным отражением другого и не смогут жить отдельно полноценной жизнью.

Яна БЕРЕГОВАЯ, кандидат психологических наук