В работе съезда приняли участие 800 руководителей всех уровней профессионального образования, работодателей, общественных деятелей. Среди выступавших были министр образования и науки России Андрей Фурсенко, председатель Комитета Государственной Думы по образованию Григорий Балыхин, ректор МГУ имени Ломоносова Виктор Садовничий, губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев. Основной доклад прочитал президент Союза директоров ссузов, профессор, доктор педагогических наук, директор Красногорского оптико-электронного колледжа Виктор Демин.

Он подчеркнул, что качество подготовки высококвалифицированных рабочих и специалистов среднего звена, так называемых синих воротничков, становится одним из решающих факторов долгосрочного стратегического развития современного кадрового потенциала России. Сегодня назрела необходимость урегулировать ситуацию на рынке труда и повысить качество кадров, которые способны повлиять на подъем и развитие экономики страны. Поэтому сфера среднего профессионального образования с новой силой востребована обществом и экономикой. Она становится самостоятельной ценностью и способом социализации молодежи.

В последнее десятилетие в профобразовании России произошли существенные изменения, решены многие острейшие проблемы. Однако модернизация этой сферы идет медленно и подчас противоречиво.

Союз директоров средних специальных учебных заведений, который объединил более полутора тысяч руководителей училищ и колледжей, был создан для того, чтобы содействовать творческой профессиональной деятельности ссузов и формированию государственно-общественной системы управления образованием. Он отстаивает интересы среднего профобразования на различных уровнях государственной власти.

- Профессиональное образование еще не полностью восприняло требование современной экономики и новой хозяйственной модели, - считает Виктор Демин. - Сегодня необходимо корректировать и уточнять направления реформирования и подготовки конкурентоспособных кадров. В поручениях Президента России задача приоритетного развития начального и среднего профобразования определена как ключевая.

Такой приоритет определяется рядом причин. Во-первых, стало очевидным, что решение актуальных социально-экономических задач напрямую зависит от качества профессионального образования. Во-вторых, высококвалифицированные рабочие и специалисты среднего звена - самый большой сегмент производительных сил нашего общества. В структуре отраслей промышленности их количество составляет от 60 до 80 процентов. В-третьих, подготовка высококвалифицированных рабочих и специалистов во многом определяет темпы экономического роста страны и качество жизни: дефицит кадров и уровень их компетентности грозят стать основными проблемами экономики. И наконец, у российской молодежи устойчивое стремление к обучению. Ребята хотят получить профессию, зарабатывать, достойно жить...

Что необходимо для достижения конкурентоспособного профессионального образования? Одно из основных направлений - переход на обязательное всеобщее общее (полное) среднее образование, которое должно быть продолжено в учреждениях начального и среднего профобразования.

Нужно введение внешних и независимых качественных показателей в процедуры аттестации и аккредитации учебных заведений. Необходим переход на новый порядок бюджетного нормативного финансирования, ориентированный на результаты. Следует правильно выстроить разработку государственных профессиональных и образовательных стандартов, содержание учебных классов и программ, основанных на профессиональных компетенциях.

Высокое качество образования - это современное содержание, учебно-материальная и дидактическая база, формирующая в процессе обучения новые профессиональные компетенции, это качество кадрового потенциала.

В начальном и среднем профобразовании, где половина учебного времени связана с практикой, к мастерам и преподавателям спецдисциплин предъявляются особые требования. Как правило, это специалисты, которые приходят с производства. Одновременно с этим в учебных заведениях работают около девяти тысяч докторов и кандидатов наук, доцентов, профессоров. Все это необходимо учитывать при введении отраслевой системы оплаты труда.

На законодательном уровне нужно решить вопрос об отнесении начального и среднего профобразования к профессиональному уровню, не включая в него вузы и классические университеты. Это позволит создать уровень профессионального невузовского образования.

Требует внимания и проблема подготовки рабочих кадров. Уровень этой подготовки сегодня не соответствует велению времени. Спрос на высококвалифицированных рабочих даже сейчас, в кризис, весьма велик.

По данным Федеральной службы государственной статистики, за 2002-2007 годы наблюдалось увеличение занятости населения в строительстве, торговле, гостиничном бизнесе и снижение занятости в промышленности. В 2002 году дефицит квалифицированных кадров составил два миллиона человек. Не заполняется каждое пятое рабочее место. При этом прием в профучилище с 1992 года имеет четкую тенденцию к сокращению. Выпуск квалифицированных рабочих учреждениями НПО с 2001 по 2007 год сократился на 100 тысяч человек. После 2005 года в трудоспособный возраст входит поколение граждан, родившихся в период с низкой рождаемостью 90-х годов. Происходит не только количественное сокращение трудоспособного населения, но и его качественное ухудшение - начало старения экономически активной части населения. Интеграция учреждений начального и среднего профобразования, создание многоуровневых учебных заведений, конечно же, обеспечит подготовку таких кадров.

Однако когда мы говорим о проблемах среднего профобразования только как о задаче подготовки рабочих - это не совсем правильно. В структуре производительных сил специалисты со средним специальным профобразованием составляют более 45 процентов, и потребность в них, так же как и в высококвалифицированных рабочих, весьма велика. Интеграция начального и среднего профобразования и создание многоуровневых учебных заведений открыли бы возможность в порядке эксперимента начать подготовку технического и технологического бакалавриата.

В 2010 году, по прогнозу, выпуск рабочих высокой квалификации и специалистов среднего специального образования составит 18 процентов от общего числа получивших профессиональное образование (при потребности рынка специалистов среднего звена 45 процентов). Спрос превысит предложение в несколько раз! Влияние человеческого капитала на экономический рост очевидно - структурная перестройка производства изменила параметры рынка труда.

Одной из тенденций изменения структуры занятости был «перелив» рабочей силы в сектор услуг в 90-е годы. Уходя из промышленности, квалифицированные работники «уносили» с собой крайне ценный актив: специфические знания и навыки, которые невоспроизводимы вне определенных предприятий.

Итак, сегодня наблюдается растущий интерес работодателей к рабочим и специалистам среднего звена. Заканчивается сорокалетняя тенденция роста численности трудовых ресурсов. Россия уже в этом году вступает в период их резкого сокращения. Через 20 лет численность трудоспособного населения сократится на 20 процентов. На этом фоне дефицит кадров и уровень их компетенций могут стать одной из основных проблем экономики.

На базе интеграции программ и создания новых видов учебных заведений профессиональному образованию предстоит на качественно новой основе решить проблему подготовки высококвалифицированных рабочих и специалистов среднего звена. Нужно обеспечить оптимальные объемы, профили и структуру подготовки кадров, систему управления учебными заведениями, ориентированные на реальные потребности и связи с региональными рынками труда, социальные и карьерные ожидания молодежи. В основе этих изменений - взаимодействие с социальными партнерами, обеспечение преемственности методики, модульная и многоступенчатая формы и технологии обучения, создание новых типов учебных заведений.

Сегодня формируются новые механизмы взаимодействия учебных заведений с бизнес-сообществом и региональными рынками труда. Растет спрос молодежи на обучение техническим специальностям. Отрабатываются подходы вхождения российской профессиональной школы в общеевропейский Копенгагенский процесс. Формируется новая современная философия российской профессиональной школы - она становится более прагматичной, ориентированной на результат.