- Александр Олегович, какие награды получат наставники, победившие в конкурсе учителей?

- Конкретные формы поощрения еще рассматриваются, но уже ясно, что МГТУ имени Баумана вместе с «Учительской газетой» пошлет благодарности всем учителям, подписанные ректором университета академиком РАН Игорем Борисовичем Федоровым и главным редактором «УГ» Петром Положевцем. К благодарностям мы постараемся приложить книги о нашем университете. Кроме того, мы планируем пятерку самых активных учителей поощрить материально. Финансовый аспект, впрочем, сейчас находится на рассмотрении.

Было интересно посмотреть список педагогов, в котором учителя действительно со всей страны - из Назрани, Чебоксар, Вологды, очень разные люди и города. Надо сказать, что по «Жуковскому» у нас шло два олимпиадных потока: один шел через «Учительскую газету», второй - через приемную комиссию университета. Во втором этапе олимпиады, который мы проводили совместно с «Учительской газетой», в общей сложности приняли участие 911 человек из пятидесяти субъектов РФ. И в целом молодые люди, которые приехали из регионов, показали очень хорошие результаты, намного более высокие, чем москвичи. Все-таки московское образование сильно отличается от образования регионального.

- В чем же заключается это отличие?

- Дело в том, что московское образование само по себе неоднородно. «Профессор Жуковский» показал, что московские школьники - участники нашей олимпиады по уровню подготовки (и соответственно по баллам) значительно уступают иногородним. Здесь важно иметь в виду, что в Бауманский университет планируют поступать наиболее подготовленные школьники, учитывая общеизвестный факт о высоких требованиях к студентам в нашем университете во время учебы. Большинство тех, кто получил максимум баллов, - из регионов.

Впрочем, школьники Подмосковья, участвующие в олимпиаде, показали себя еще слабее столичных ребят. Например, среди подмосковных школьников есть дети, ориентированные на технический вуз, которые не могут решить даже одну несложную задачу по физике или по математике. Думаю, что тут все зависит от внимания, которое оказывают образованию на местах. Если чиновник понимает, что главное - это забота об ученике и учителе, о хорошей программе и уровне знаний, а также о многом другом, от чего он сегодня успешно открещивается, то можно еще надеяться на достижение хоть какого-то успеха в подготовке молодого человека. Отмечу, что к этой проблеме наличие или отсутствие ЕГЭ не имеет никакого отношения. Многие говорят: «Вот ЕГЭ все испортило!» Все уже было испорчено, а ЕГЭ просто фиксирует результат - портить, ребята, уже некуда.

К сожалению, итоги «Профессора Жуковского» свидетельствуют о серьезном кризисе в отечественном образовании, который нам всем предстоит преодолевать. Хочу заметить, что этот вывод опирается на весьма репрезентативную выборку. Дело в том, что во всей Всероссийской олимпиаде «Шаг в будущее», куда входит «Профессор Жуковский», приняли участие более 129 тысяч школьников из 70 субъектов Российской Федерации.

- На это и существует олимпиадное движение...

- Одними олимпиадами мы эту проблему не решим. Олимпиады нам дают, конечно, некую компенсацию. Считается, что олимпиады просто необходимы, чтобы выявить активных и талантливых школьников. Складывается ощущение, что победители этих олимпиад никуда бы без олимпиадных соревнований не поступили. Однако талант всегда остается талантом. Ошибочно говорить, что олимпиада кого-то выявит, так как выявить она может только того, кто и так поступит.

Между тем олимпиада - это хороший инструмент, если это современная олимпиада, то есть предусматривает не только решение задач, но и самостоятельные исследования и практическую работу с предметным знанием. Например, принято говорить, что все академики были победителями обычных предметных олимпиад. Но следует задаться вопросом: они стали академиками, потому что были победителями таких олимпиад?

Обычные предметные олимпиады лишь фиксируют результат, но стимулируют школьников крайне незначительно. Сегодня школьник в первую очередь должен уметь заниматься продуктивной работой со знанием, а не просто решать задачи из учебника. Та же физика, например, в значительной степени и прикладная наука. В связи с этим, как мне кажется, дело, которое мы с вами делаем, имеет очень важный аспект еще и потому, что в программе «Шаг в будущее» есть вертикаль, связанная с научно-исследовательской работой. То есть совместно с «Учительской газетой» программа «Шаг в будущее» выявляет тех ребят из регионов, у которых нет возможности заниматься исследовательской работой, с тем чтобы привлечь их в нашу научную вертикаль.

- Какие же шаги, по-вашему, нужно предпринять, чтобы выйти из этого кризиса образования?

- Суть в том, что в нашем государстве нет пока должного внимания к детям в самой главной для нашего времени области интеллектуального и творческого развития. Дело не в компьютерах, которые поставили во всех школах. ПК - это только инструмент, но сегодня важно учиться создавать новые знания, а не заниматься исключительно работой с текстами, будь они в книге или в компьютере. В области техники и технологий, например, которые определяют нашу материальную жизнь, для этого необходимо очень серьезное оборудование, которое нашим школам просто недоступно. Поэтому одна из основных заслуг программы «Шаг в будущее» перед отечественной системой образования в том, что программа наша привела в школу из вуза не репетитора, а научного наставника и открыла перед детьми двери вузовских и академических лабораторий.

Между тем олимпиада «Профессор Жуковский» в рамках программы «Шаг в будущее» показала, конечно, большую полезность. Проект очень важный - он продвигает в жизнь нашу идеологию научного воспитания современного школьника, который должен не просто обучаться предметам, например физике или математике, а еще и заниматься исследовательской работой. Дать ребенку раскрыться в этой области - это задача колоссальной важности. Дети это понимают и потому сами отмечают своих наставников, подготовивших их к соревнованию. Среди 71 педагога пятеро лидеров, которые подготовили и привезли на олимпиаду больше одного ребенка. У некоторых КПД просто потрясающий. Например, от смоленского преподавателя Андрея Анатольевича Мищенко из педагогического лицея-интерната имени Кирилла и Мефодия к нам приехали шесть участников, из которых четыре победителя награждены дипломами первой и третьей степени. Или Игорь Тимофеевич Шморин из Сарова, подготовивший восемь участников и одного дипломанта первой степени. Но опять же повторю: олимпиадное движение помогает прежде всего нам, вузам, а вот поможет ли оно школе - пока не ясно. Хотя, кажется, потенциал у него для этого есть.